Okapi
О проекте
Главная
Статьи
Видео
Грамотный юрист
Опыт СНГ: Стартапы в Таджикистане
2017 год гордо объявлен в Таджикистане годом молодёжи, которая составляет 70% населения республики. Поэтому именно от их действий и решений будет зависеть будущее этой страны. Более 7 миллионов таджикских граждан в той или иной степени владеют русским языком, половина молодого населения, окончившего ВУЗы – может изъясняться на английском. Они перспективны и амбициозны, но - их родная страна не располагает необходимыми денежными средствами на апгрейды и инновации. За последние 5 лет благодаря правительственной поддержке наблюдается резкий скачок в развитии бизнес-деятельности в Таджикистане и коренной перелом в мышлении местных предпринимателей и «стартаперов», которые осознают необходимость инвестирования в собственное развитие и образование.

Так, начальные условия для поиска и развития перспективных национальных стартапов создал в стране Технопарк Бизнес инкубатор Таджикистана, явившись первым инкубатором, который ориентирован на поиск и формирование новых бизнес-звезд, а также объединяет вокруг себя партнерскую и акционерную связь между самим инкубатором и создаваевыми на его базе организациями. По заявлению администрации Технопарк Бизнес инкубатор располагает развитой инфраструктурой для разработки инновационных и технологических проектов, может обеспечить новичков обучением, тренингами и консалтингом.

Другой заслуживающей внимание инновационной платформой в Таджикистане выступила Startup Weekend Tajikistan, позиционирующая себя как международная программа поддержки инновационных и технологических проектов, способствующая развитию и улучшению экосистемы малого и среднего бизнеса. Проект объединил более 80 участников, 35 идей, 12 сформированных команд, 54 часа групповых интенсивов, 14 партнеров, 3 ораторов, 8 менторов и 6 судей.

В число победителей стартапов вошли:

- MevaMix - онлайн-рынок прямых продаж собственной продукции для фермеров;
- Boom - профессиональная фотостудия для будущих матерей и новорожденных малышей;
- И я-решение! - мобильное приложение с гео-тегами для сопоставления различных событий.

Перспективными идеями, заявленными на Startup Weekend Tajikistan, имеющими все шансы в ближайшее время воплотиться в полноценные бизнес-проекты, также явились:

- система экологичной переработки мусора;
- восстановление и создание новых эко-земель (насыпные плодородные почвы);
- строительство солнечных мини-электростанций (производство и продажа панелей-уловителей солнечного света);
- развитие эко-туризма с включением в официальные сайты/каталоги продажи туров онлайн (горнолыжная сфера, альпинизм, скалолазание, экотуризм, лингвистические, этнические экспедиции);
- строительство бюджетных частных домов (в том числе гестхаусов и производственных помещений из эко-материалов (саманные дома, глина, природные камни);
- привлечение работников в IT на аутсорсинг.

Start-Up Choihona – еще одна интересная инициатива Программы добровольцев ООН, ряда правительственных, неправительственных и частных партнеров, начавшая свою работу в столице Таджикистана 7 месяцев назад. Цель проекта - увеличение занятости молодежи и получение доходов за счет поддержки инновационно нового предпринимательства. Программу поддержало правительство Таджикистана, Министерство иностранных дел Финляндии, Германии и Китая, компания Tcell.

Что касается в целом отраслей и направлений стартапов, перспективных сегодня в Таджикистане, к ним относятся:

- сфера IT (кибербезопасность, e-commerce, программирование для целевых нужд клиентов);
- интернет-маркетинг, студии по разработке сайтов и их оптимизации;
- развитие и совершенствование технологии в области промышленности (выработка гидро- и солнечной энергии). Так, Первое государственно-частное партнерство в Таджикистане («Памир Энерджи») недавно получило международную премию Ashden за увеличение доступа к энергии в 2017 году, за работу по обеспечению чистой электроэнергией около 220 тысяч чел. в Таджикистане и более 35 тысяч чел. в провинции Бадахшан в Афганистане, многих предприятий, школ и медицинских центров;
- проекты в области фармацевтики, медицинских и биотехнологий;
- организация точек быстрого питания по типу небольших уличных кафе, франчайзинга сети пончиков, хот-догов, мороженого (например, Baskin Robbins);
- развитие образовательных проектов по типу специализированных школ (колледжей) с упором на точные науки, новые технологии, знание английского языка и программирование. Надо отметить, что саудовские инвесторы уже согласились финансировать подобную инициативу в ряде областных центров Таджикистана.

Что мешает развиваться таджикскому бизнесу:
- административные барьеры, сложная бюрократическая система управления;
- неблагоприятный налоговый климат;
- военное присутствие США;
- территория, смежная с моджахеддинами, граница с воинствующим Афганистаном;
- балансирование на грани банкротства;
- крайне высокий уровень внутренних и внешних рисков;
- транспортная недоступность;
- практически нулевая инфраструктура для вновь образуемых предприятий;
- низкий уровень снабжения ресурсами;
- отсутствие сложившейся многолетней судебной практики.

По оценкам зарубежных экспертов, главная проблема таджикского населения кроется в постсоветском менталитете, который зачастую не понимает весь функционал инкубаторов, как это происходит в прогрессивной Европе и США. Кроме того, по данным экспертов Всемирного банка, в настоящее время лишь 17% населения Таджикистана пользуются интернетом на регулярной основе.

В самой республике мало собственных перспективных разработок, и потому они приветствуют и поддерживают стартапы с инновационной составляющей из других стран, в большинстве своем из Европы, России и США. Львиная доля вновь образованных проектов географически ориентирована вовне, в основном на Запад и Америку, так как потенциальных инвесторов внутри страны найти сложней, нежели получать стабильную денежную подпитку от различных международных организаций и финансовых институтов, которые предлагают льготное кредитование и гранты.

Так случилось с проектом таджикского стартапера Акобира Ахмедо, который в настоящее время занял неплохие позиции в нише оказания услуг подобного рода в США и за ее пределами. Так, основатель компаний FourStay и Unicobag А. Ахмедо разработал приложение для смартфонов «Unicobag», суть которого состоит в упрощении доставки багажа и других заказов своим клиентам. Стартап уже заработал в аэропортах Вашингтона, Сан-Франциско и Лос-Анджелеса; подписаны контракты с такими авиакомпаниями как Etihad Airlines, Virgin America, Virgin Atlantic, Aeromexico, China Airlines, Air New Zealand, Alitalia, Volaris, Turkish Airlines и дргими. К проекту подключились такие мастодонты как Plug and Play Investments, которые инвестировали в сотни стартапов, включая PayPal, Zoosk и Dropbox. Акобир Ахмедо с гордостью заявляет, что в настоящее время сервис Fourstay является чуть ли не единственным, помогающим студентам найти бюджетное жилье в США, а Unicobag - уникальной в своем роде компанией, предоставляющей услугу доставки багажа через мобильное приложение.

Устойчивость первому женскому бизнес-инкубатору в Худжанде придает недавнее его вступление в консорциум финансовых институтов для разработки и реализации глобальных программ по расширению доступа женщин-предпринимателей к капиталу, рынкам, тренингам Global Banking Alliance for Women (GBA); настойчивость женщин-предпринимательниц и популяризация стартапов, среди которых самыми успешными являются интернет-площадки по продаже традиционных таджикских ремесел (в т.ч. за рубеж), консервация и последующая продажа овощей и фруктов через социальные сети и фермерские онлайн-магазины.

Таким образом, в общих чертах формулу успешного стартапа по-таджикски можно изобразить так: 10% - идея, 30% - эффективный бизнес-план, 20% - вера в себя, 20% - бизнес-грамотность, 10% - партнеры, 10% - самопожертвование.

Жанна Самойленкова
<< <         > >>
             
             
             
             
             
             
Время закона
Время закона