Okapi
О проекте
Главная
Статьи
Видео
Грамотный юрист
Юридические услуги он-лайн
К сожалению, грамотности в юридических вопросах даже на бытовом уровне нашим согражданам не хватает. И, несмотря, на тенденции к созданию правового государства и построение гражданского общества, население в большинстве своем все еще не готово отстаивать свои права как при контактах с представителями власти, так и в суде. К услугам профессиональных юристов частные лица прибегают редко и лишь в случае крайней необходимости. Чем вызвана такая ситуация и какие перспективы у рынка виртуальных юридических услуг в России, выяснил наш корреспондент Виктор Небалуйко.

Рынок

Даже приблизительная оценка количества сайтов в Рунете, на которых можно получить бесплатную юридическую консультацию, не представляется возможной. Первые подобные он-лайн сервисы возникли в русскоязычном Интернете еще в 1990-е гг., и с тех пор все новые и новые проекты появляются чуть ли не ежедневно. Для лучшего понимания рынка мы разделили юридические сайты на категории, отражающие цели их создания.

Бесплатные и условно-бесплатные ресурсы: целью создателей таких сервисов является привлечение внимания пользователей к своим сайтам, а затем – поиск клиентов, посреднические услуги, практика для молодых юристов, начало построения репутации юриста. Набрав со временем достаточную аудиторию и популярность, владельцы таких ресурсов переходят на платную основу. Отдельную категорию таких консультационных сервисов составляют ресурсы правозащитных организаций и различные организаторские проекты (например, по поддержке предпринимательства), которые ориентированы на оказание помощи в узкой сфере. Бесплатные он-лайн-консультации предоставляются в основном по несложным вопросам, не требующим индивидуального подхода, то есть достаточно четко и однозначно трактуемым с позиций законодательства без подробного разбирательства возникшей ситуации.

Платные ресурсы: цель создания – поиск и сопровождение клиентов, а заодно и утверждение репутации юриста. Чаще всего предлагаются все те же консультации, однако перечень возможных сервисов таковыми не ограничивается. Значительно шире, чем в случае с бесплатными сервисами, представлены предложения для корпоративных клиентов. Для физических лиц примерная стоимость одной консультации составляет 1000 рублей, для компаний – от 1500 руб. Помимо консультаций данные сервисы принимают интернет-заказы на разработку и подготовку проектов различных документов (договоров, контрактов, соглашений, исковых заявлений, жалоб и т. д.) стоимостью от 7.000 до 20.000 руб. Абонентское обслуживание стоит от 2.500 рублей в месяц с ограниченным количеством вопросов до 15.000 рублей за неограниченное, но разумное количество вопросов.

Имиджевые ресурсы: главные цели – поддержание уже созданной репутации юриста, обратная связь с обслуживаемыми клиентами. Практически каждая более или менее серьезная юридическая фирма, предлагающая соответствующие услуги в оффлайне, к настоящему времени имеет свое представительство в Сети, а наличие удаленных консультаций уже становится стандартом для таких веб-ресурсов.

Риски и неудобства

Сегодня при выборе виртуальной юридической консультации следует соблюдать особые меры предосторожности. Как и везде (например, в любом интернет-магазине), следует обращать внимание на непрофессионально сделанные сайты, бесплатные хостинги, орфографические ошибки, отсутствие базы с ранее заданными вопросами и полученными ответами, а также отсутствие подробной информации о статусе консультанта в реальной жизни. Но это лишь общие риски, связанные с работой всего интернет-пространства. Давайте посмотрим на «профессиональные» и «клиентские» риски и неудобства, связанные с работой юристов в сети.

Непрофессионализм – как явный (бесплатные юридические консультации, где непонятен режим сертификации юристов и оценка их профпригодности), так и скрытый (когда, обращаясь к эксперту с известным именем, есть риск получить консультацию от какого-нибудь стажера, работающего первый месяц в юрфирме). К тому же, решение, например, проблем, связанных с рейдерским захватом, абсолютно рознится в Магадане и в Москве. Потеря важной информации, касающейся обстоятельств дела – не все споры и правовые проблемы прописаны в учебниках, вокруг каждого конкретного случая существует огромное количество на первый взгляд маленьких деталей, но, могущих кардинально изменить направление дела. Выяснить эти детали в течение короткого времени может только профессионал и то - в личной беседе.

Нарушение конфиденциальности общения – между компьютером клиента и компьютером юриста существует еще много «перевалочных баз» - корпоративные серверы, провайдеры и т.д. Неизвестно, какие требования к информационной безопасности существуют у всех информационных посредников. К тому же всегда существует опасность заражения вирусами и получения несанкционированной рассылки спама.

Несвоевременность оказания консультаций – порой случаются ситуации, требующие немедленного правового вмешательства. Когда на кону стоят ваши интересы, а порой жизнь и свобода, вы вряд ли захотите обратиться неизвестно к кому в бесплатную консультацию, или ждать несколько дней подтверждения оплаты. Даже если юридическая фирма достаточно известна, то абсолютно неизвестна степень занятости сотрудников на момент вашего в нее обращения. Недостаточная правовая база, которая регламентировала бы коммерческие отношения в Интернете. «Виртуальные отношения» до сих пор вызывают недоверие как у клиентов, так и у юристов. Существует много спорных вопросов, касающихся юридической силы заключаемого между сторонами соглашения, а также ответственности исполнителя за предоставленную дистанционную интернет-консультацию.

Трудности с платежами за оказанные услуги – системы интернет-расчетов для дистанционной оплаты услуг еще недостаточно развиты в России, а чтобы воспользоваться микроплатежами с помощью веб-мани и других виртуальных валют, клиенту потребуется сначала научиться пользоваться этими платежными системами. К тому же, у налоговиков в последнее время много вопросов к фирмам, пользующимся виртуальными деньгами.

Возможное решение

Говорить о формировании в Рунете полноценного юридического сервисного он-лайн-рынка преждевременно. Однако появляются все новые проекты, активно использующие классические ресурсы электронной коммерции. Также, оказание интернет-услуг большинством крупных юридических компаний, позволяет сделать вывод, что подобный бизнес в обозримой перспективе может стать не менее привычным, чем продажа книг или компакт-дисков в интернет-магазине.

Московский программист Петр Антонов поведал нашему журналу о создаваемой им интернет площадке «IZAKON», где клиенты юристов смогут получать консультации в режиме он-лайн:

«Система, разработка которой находится в стадии тестирования, практически не имеет минусов существующих сегодня веб-услуг.
Во-первых, клиент получает консультацию в тот момент, когда ему это нужно (24/7), ему не приходится ждать более трех минут – это чем-то похоже на звонок в юрфирму, когда через секретаря и помощника через пару минут клиенту ответит сам адвокат.
Во-вторых, оплата юридической консультации происходит в режиме реального времени, то есть адвокат не просит предоплаты, и не ждет конца месяца, чтобы выставить счет.
В-третьих, все юристы, задействованные в системе «IZAKON», проходят обязательную сертификацию и имеют специальные договоры с московской юридической фирмой, которая и гарантирует качество консультаций и их своевременную оплату.
И, самое главное, клиент общается с юристом «вживую», с помощью вебкамер, установленных на компьютерах. Более того, клиенту не обязательно иметь широкополосный доступ в интернет и вебкамеру, система предусматривает наличие в каждом городе специализированной юридической консультации. Также, немаловажный аспект – связь идет по специальному закрытому протоколу, что дает дополнительные гарантии конфиденциальности отношений «клиент-юрист».

Клиент может записывать консультацию для дальнейшего изучения или даже для предъявления претензий в случае недоброкачественно оказанной юридической помощи. С помощью «IZAKON» можно также выполнять и «устаревшие» виды юруслуг он-лайн (составление договоров, письменные консультации и т.д.) Систему можно использовать как для первичного контакта с клиентом, так и для постоянного абонентского обслуживания. Сама установка системы для клиента и адвоката будет абсолютно бесплатной».

Что ж, если такая система появится, это будет, безусловно, не эволюционный, а революционный шаг в развитии он-лайн-рынка юридических услуг в России. Пока же, потенциальным заказчикам юридических он-лайн-консультаций можно посоветовать не перекладывать живое общение с юристами и адвокатами на интернет-переговоры. Целесообразно также задать вопрос нескольким юристам, получить несколько ответов, а потом уже выбрать, с кем далее работать. И главное – необходимо убедиться в гарантиях качества предоставляемых услуг.

Администрация сайта
<< <         > >>
             
             
             
             
             
             
Время закона
Время закона