Okapi
О проекте
Главная
Статьи
Видео
Грамотный юрист
Взаимодействие прессы с прокуратурой
ft-1 Из огромного массива зарегистрированных на сегодняшний день средств массовой информации в РФ, только 1/3 из них реально функционирует. В каждом СМИ есть редакция, штат сотрудников, внештатные корреспонденты и авторы статей, которые в своей деятельности рано или поздно сталкиваются с проблемой освещения тех или иных оперативных мероприятий, следственных действий и судебных процессов. О том, какие вопросы возникают у журналистов в ходе «добывания» информации у правоохранительных органов и пойдет речь в данной статье.

Из огромного массива зарегистрированных на сегодняшний день средств массовой информации в РФ, только 1/3 из них реально функционирует. В каждом СМИ есть редакция, штат сотрудников, внештатные корреспонденты и авторы статей, которые в своей деятельности рано или поздно сталкиваются с проблемой освещения тех или иных оперативных мероприятий, следственных действий и судебных процессов. О том, какие вопросы возникают у журналистов в ходе «добывания» информации у правоохранительных органов и пойдет речь в данной статье.

Итак, хотя прокурорские работники и признают возможность и полезность сотрудничества с журналистами, сталкиваясь с ними «тет-а-тет», они зачастую не видят конкретные направления такого делового взаимодействия. Многие из них не понимают, как можно в новых условиях использовать пропагандистские возможности СМИ, привлекать журналистов к систематическому информированию населения о работе прокуратуры. А ведь практика деятельности органов прокуратуры Российской Федерации свидетельствует, что реализация основных направлений борьбы с преступностью, эффективность деятельности правоохранительных органов в немалой степени зависят от того, как средства массовой информации влияют на формирование правовой позиции граждан, установок и стереотипов массового сознания, на отношения различных социальных групп к правоохранительным органам и их деятельности.

Для начала выясним правовые основы сотрудничества органов прокуратуры со СМИ, установленные нормами федерального законодательства. К числу таких основных норм следует отнести Европейскую Конвенцию о защите прав человека и основных свобод, принятую 3 сентября 1953 года и подписанную Российской Федерацией в 1998 году, согласно ст. 10 которой:

1. Каждый имеет право на свободу выражения мнения. Это право включает свободу придерживаться своего мнения, получать и распространять информацию и идеи без вмешательства со стороны государственных органов и независимо от государственных границ. Эта статья не препятствует государствам вводить лицензирование радиовещательных, телевизионных или кинематографических предприятий.

2. Осуществление этих свобод, налагающее обязанности и ответственность, может быть сопряжено с формальностями, условиями, ограничениями или штрафными санкциями, предусмотренными законом и необходимыми в демократическом обществе в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного спокойствия, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, защиты здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия.


В соответствии с п. 4 и п. 5 ст. 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, и при этом гарантируется свобода массовой информации. В п. 1 ст. 123 Конституции Российской Федерации провозглашено открытое разбирательство дел во всех судах. Статья 241 УПК РФ подтверждает данное конституционное установление, закрепляя, что «разбирательство дел во всех судах открытое, за исключением строго определенных случаев. Закрытое судебное разбирательство допускается по мотивированному определению или постановлению суда». Большое значение, несомненно, имеет и Указ Президента РФ от 31 декабря 1993 г. «О дополнительных гарантиях права граждан на информацию» № 2334, подтвердивший принципы открытости деятельности государственных органов всех уровней. Органы прокуратуры Российской Федерации взаимодействуют со СМИ согласно Федеральному закону от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации». При этом особо следует выделить ст. 1, в которой декларируется право на свободный поиск, получение, производство и распространение массовой информации в рамках ограничений, установленных в законодательстве Российской Федерации. Важное для организации взаимодействия с представителями средств массовой информации обстоятельство указано в ст. 3 этого же закона, в соответствии с которой для редакций СМИ не требуется какого-либо предварительного согласования для публикации сообщений и материалов, за исключением случаев, когда необходимо соблюдение авторского права.

К организационным условиям взаимодействия органов прокуратуры с редакциями средств массовой информации и журналистами можно отнести такие требования как:

1.Формирование углубленных деловых отношений и контактов со средствами массовой информации, кино-, видео-, аудиостудиями и объединениями, издательствами на основе анализа состояния законности и преступности, прокурорской и следственной практики и в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

2.Строгое соблюдение требований законодательства Российской Федерации по реализации принципа гласности в деятельности органов прокуратуры с учетом ограничений, установленных в законе.

3.Введение в каждой прокуратуре пресс-службы или ответственного лица за связи с общественностью и СМИ.

4.Установление графика ежемесячных публикаций и интервью прессе.

5.Систематическое информирование населения через СМИ о состоянии законности, правопорядка, мерах, принимаемых прокуратурой и координируемыми ею другими правоохранительными органами по борьбе с преступностью, по пресечению деятельности организованных групп и других тяжких преступлений.

6.Взвешенный подход к отбору материалов для предания гласности.

7.Устранение бюрократических препятствий для общения представителей СМИ с органами прокуратуры:

- создание единого центра оперативной информации для свободного ее использования СМИ;

- введение специальных пропусков в прокуратуру для сотрудников СМИ;

- возможность получения необходимой журналисту информации «напрямую» - минуя письменные обращения от редакций за подписью главного редактора путем назначения ответственного за комментарии в каждой прокуратуре;

- установление приемных часов и ежемесячных дней «открытых дверей» в органах прокуратуры.


Создание же сайтов каждой прокуратуры в Интернете, прием электронных сообщений, активная переписка и предоставление информации журналистам в электронном виде, которые позволят:


- сэкономить время обеим сторонам;
- миновать бюрократические преграды;
- оперативно и систематически получать информацию «из первых рук»;
- прокурорские работники смогут не отвлекаться от основной работы – его функции по электронному общению со СМИ будет выполнять помощник прокурора-модератор.

Администрация сайта
<< <         > >>
             
             
             
             
             
             
Время закона
Время закона