Okapi
О проекте
Главная
Статьи
Видео
Грамотный юрист
Слияние как способ недружественного поглощения
Государство все более активно принимает меры по борьбе с рейдерством, но и оппоненты не сидят сложив руки. На сегодняшний день было предпринято множество действий и выработано немало рекомендаций, направленных на нейтрализацию рейдерских атак, однако, совсем недавно рейдеры начали прибегать к совершенно новой, ранее не применявшейся на практике схеме захвата компаний. Условно, можно назвать эту схему: «Захват компании с использованием механизма реорганизации в форме слияния».

Примерный план действий рейдеров по названной схеме строится следующим образом:
- Первоначально выбирается компания – цель, активы которой представляют интерес для рейдеров.
- Затем, в различных регионах России создаются компании-однодневки, которые принимают решение о реорганизации в форме слияния с компанией-целью в одну компанию, которая территориально отдалена от места нахождения компании-цели.
- Далее, рейдеры осуществляют подделку решения учредителей компании-цели о якобы принятом решении о слиянии с компаниями-однодневками.
- После всех указанных манипуляций осуществляется подача пакета документов о слиянии в налоговую инспекцию по месту расположения одной из компаний-однодневок, контролируемых рейдерами.
- В установленном законом порядке осуществляется регистрация созданной путем слияния компании, которая становится собственником всех активов слившихся компаний, в том числе и компании-цели.
- По окончании регистрации созданной во результате слияния компании, налоговая инспекция рассылает в другие территориальные налоговые органы уведомление о создании в результате слияния новой компании и ликвидации компаний, влившихся в созданную путем реорганизации компанию.
- Руководствуясь законодательством Российской Федерации, территориальные налоговые инспекции регистрируют ликвидацию компаний-однодневок и компании-цели.


В результате всех названных действий законные собственники утрачивают контроль над компанией-целью, поскольку она юридически прекратила свое существование, влиять же на созданную в результате слияния компанию они не имеют фактической возможности, поскольку она подконтрольна рейдерам.

Давайте разберем те пробелы в действующем российском законодательстве, которые используются для противоправного захвата компании-цели, производящегося путем ее слияния с компаниями, подконтрольными рейдерам. В соответствии с п. 2 ст. 15 Федерального закона от 08 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее по тексту – «Закон о государственной регистрации»), в случае, если место нахождения юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, отличается от места нахождения реорганизуемого юридического лица, порядок взаимодействия регистрирующих органов определяется Правительством Российской Федерации. Такой порядок установлен постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2004 года № 110 «О совершенствовании процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Согласно п. 3 Правил взаимодействия регистрирующих органов при государственной регистрации юридических лиц в случае их реорганизации, утвержденному названным постановлением, государственная регистрация юридического лица создаваемого путем реорганизации в форме слияния, осуществляется по месту нахождения одного из реорганизуемых юридических лиц. Приведенное положение действующего законодательства о государственной регистрации юридических лиц, позволяет рейдерам подать документы в налоговую, во-первых, наиболее лояльно к ним настроенную, а, во-вторых, максимально удаленную от компании-цели и ее законного собственника.

В результате этого, собственник никак не может противодействовать осуществляющемуся захвату, поскольку просто не знает и не может знать о проводящейся реорганизации, поскольку уведомление компаний и лиц, участвующих и находящихся в стадии реорганизации, российским законодательством не предусмотрено. Юридическая возможность узнать об указанных регистрационных действиях у них появляется только в момент, когда из территориального налогового органа, осуществившего регистрацию нового юридического лица, образованного путем слияния, в налоговый орган по месту нахождения компании-цели поступает уведомление о ликвидации компании-цели в связи с прошедшей реорганизацией.

Кроме того, у территориального налогового органа нет никакой юридической возможности проконтролировать подлинность представленных документов, подготовленных рейдерами от имени компании-цели и представленных на регистрацию, поскольку он никогда не видел ни подписей участников компании-цели, ни оттиска их печати, ни других данных, позволяющих ему понять что же происходит на самом деле захват или реорганизация. Более того, на налоговые органы, осуществляющие государственную регистрацию юридических лиц, российским законодательством не возложена обязанность по проверке подлинности представленных на регистрацию документов, а только лишь обязанность проверки наличия документов, представленных для государственной регистрации. Ранее действующее постановление Правительства РФ от 19 июня 1999 года № 440 «Об утверждении Порядка взаимодействия регистрирующих органов при государственной регистрации юридических лиц, создаваемых путем реорганизации» обязывало налоговые органы, в которые поступало заявление о государственной регистрации юридического лица, созданного путем реорганизации в форме слияния, незамедлительно сообщать об этом в вышестоящий регистрирующий орган (пп.5.1 п.5 Порядка).

В настоящее время такая обязанность у территориальных налоговых органов отсутствует. Это, с учетом ранее описанных обстоятельств, фактически развязало руки рейдерам, поскольку отсутствует оперативный контроль за законностью проводящейся реорганизации в форме слияния. Очевидно, что риск захвата компаний-целей подобным способом будет сохраняться до тех пор пока на законодательном уровне не будет решен вопрос об осуществлении оперативного контроля за законностью в сфере реорганизации, не будет четко указан порядок и процедуры проведения реорганизации в форме слияния.

Не дает достаточных гарантий и ужесточение участниками процедуры реорганизации компании-цели, путем включения в устав компании положений, касающихся порядка согласования такого решения в компании-цели (например, путем получения нотариального согласия всех участников компании-цели о предстоящей реорганизации), потому что, во-первых, у рейдеров нет никаких законных препятствий для получения копии устава компании-цели и совершении всех необходимых действий , а, во-вторых, как уже ранее указывалось в настоящей статье, у территориального налогового органа по месту регистрации компании, образующейся путем реорганизации в форме слияния, нет возможности и обязанности проверять подлинность документов, что не препятствует рейдерам представить в регистрирующий орган поддельные документы.

Таким образом, в настоящее время указанная схема захвата компании-цели представляется, с одной стороны, наиболее простой для реализации рейдерами, а с другой стороны, наиболее сложной для защиты своих нарушенных прав собственниками, поскольку пробелы в действующем законодательстве Российской Федерации в сфере государственной регистрации юридических лиц, и фактически, и юридически делают добросовестных участников гражданского оборота и предпринимательской деятельности беззащитными перед лицом рейдерских нападок.

Безусловно, выработка рекомендаций по оказанию противодействия захвату компании-цели с использованием механизма реорганизации в форме слияния требует гораздо более детального изучения и не может быть произведена в рамках настоящей статьи, однако, представляется, что наиболее серьезной гарантией прав собственника в борьбе с рейдерами, в данном случае, до внесения изменений в законодательство о государственной регистрации юридических лиц, может выступать оформление участниками компании залога на наиболее ценные активы компании.

Например, путем выдачи участником крупного займа компании на длительный срок и оформлении залога на активы компании в обеспечение исполнения указанного обязательства. Подобные действия, по крайней мере, заставит рейдеров перенести свои захватнические действия из другого региона в регион по месту нахождения заложенного имущества, что, фактически, будет означать начало ведения открытых агрессивных действий в отношении собственника компании-цели и позволит ему оперативно и своевременно реагировать на рейдерские атаки в целях защиты своего имущества.

Д.А. Звягинцев, Заведующий кафедрой Уголовного права и процесса Российского института интеллектуальной собственности, к.ю.н.

Администрация сайта
<< <         > >>
             
             
             
             
             
             
Время закона
Время закона