Okapi
О проекте
Главная
Статьи
Видео
Грамотный юрист
Ислам: Преступления категорий хадд и кисас
Преступления категорий хадд и кисас. Убийство К преступлениям против жизни в мусульманском праве, так же как и в российском, относятся различные виды убийств. «Не убивайте человека, ибо это запретил Аллах, кроме, как по праву, - месть или наказание. А если кто был убит несправедливо, Мы даём его самому близкому родственнику власть над убийцей: просить об отмщении в суде, чтобы не переходить пределы дозволенного в отмщении, не убивать кого-либо другого, кроме убийцы, и не убивать двух людей за одного убитого. Ведь Аллах поддержал его, дав ему право на месть или на получение выкупа, поэтому он не должен преступать пределы».

Различные ученые выделяют различное количество видов преступлений против жизни Большинство ученых, в числе которых представители трех мазхабов – ханифитского, ша-фиитского и ханбалитского, выделяют три вида убийства : умышленное убийство, под которым понимается преднамеренное преступное причинение смерти; убийство близкое к умышленному (шибх аль-‘амд) умышленное совершение преступных действий, без цели убийства, повлекшие по неосторожности смерть потерпевшего; неосторожное убийство. По мнению представителей трех мазхабов, умышленным убийством является преднамеренное совершение преступного деяния в отношении живого человека, находящегося под защитой шариата, способом и орудием, обычно приводящим к смерти, повлекшее смерть потерпевшего. По их мнению об умысле можно судить по способу и орудию совершения преступления Объектом умышленного убийства, в соответствии с шариатом, может быть только человек, находящийся, во время совершения преступления, при жизни. Во внимание принимается не субъ-ективный, а объективный критерий. Так если кто-либо стрелял в труп, считая его живым челове-ком, то он не несет ответственности за убийство, поскольку отсутствует соответствующий состав. Лишение жизни лиц, чья жизнь не охраняется шариатом, не квалифицируется как убийство, однако, судья, при необходимости, имеет права назначить за это наказание категории тазир, квалифицируя это деяние как преступление против порядка управления, поскольку убийство было незаконно. Так если вражеский солдат был убит на поле боя, то ответственность за убийство, конечно же не наступает, однако за убийство не комбатантов, назначается наказание как за преступление против порядка управления. Другой частью состава умышленного убийства является преступное деяние. Необходимо чтобы смерть потерпевшего наступила именно по причине действий преступника, в противном случае состав убийства отсутствует. При этом не имеет значение каким образом было совершено преступление, с применением оружия или без такового, путем сожжения, утопления, сбрасывания с высоты и т.п. Причинно-следственная связь. Другой частью состава в соответствии с шариатом является причинно-следственная связь между действиями преступника и наступившими последствиями.

Так, если потерпевший после совершения преступления, обратился к врачу и по халатно-сти того умер, то совершивший преступление несет ответственность за умышленное убийство, если ранение нанесенное им привело бы к смерти без вмешательства врача. Если же отсутствует причинно-следственная связь между действиями преступника и наступившими последствиями, то он не несет ответственности за наступившую смерть потерпевшего. При этом он может быть привлечен за совершение других противоправных действий. Убийство шибх аль-амд Определение: «Умышленное преступление способом обычно не приводящим к смерти, повлекшее за собой смерть потерпевшего». Убийство шибх аль-амд выделяется в качестве отдельного вида убийства большинством исламских юристов за исключением маликитов. Об этом виде убийства сказано в хадисе пророка: «За убитого хатаи аль-амд , т.е. убитого тростью, палкой или камнем – сто верблюдов», таким об-разом пророк выделил особый вид убийства, отличный как от умышленного, так и от неосторож-ного, находящийся на грани между ними, о чем говорит и название – хатаи аль-амд, т.е. неосторожно-умышленного. Неосторожное убийство. Выделение такого состава преступления как неосторожное убийство основано на аяте Корана: «И никогда уверовавшему н должно верующего убивать, разве что только по ошибке. И для того, кто по ошибке верующего убьет – рабу уверовавшему дать свободу, и пеню уплатить семье того, кто умер, если они не пожелают простить ее. А если же убитый верующий в Аллаха, но из людей, что с вами во вражде, то вам дать верующему рабу свободу, а если он из тех людей с которыми у вас союз, то пеня для его семьи и верующему рабу свобода, У кто (раба на выкуп) не най-дет, тому назначен пост – два месяца отряду, как покаяние перед Аллахом. Поистине Аллах все-знающ мудр» Исламские юристы выделяют два момента с учетом которых действия лица могут быть признаны неосторожными. 1. Любое лицо причинившее ущерб либо иной вред, несет за него ответственность, если оно имело возможность не допустить наступление вредных последствий. Если же такой воз-можности не было, то ответственность не наступает. 2. Если вредные последствия наступили по причине совершения действий недозволенных шариатом, то ответственность за них возникает вне зависимости от возможности предотвратить их.

Преступления категории Кисас, Убийство. За совершение умышленного убийства предусмотрено более одного вида наказания. Это во первых основные виды наказания – возмездие, вира, та’зир, а также дополнительные виды – это искупление, лишение наследства. Под возмездием в шариате понимается наказание виновного в совершении преступления способом идентичным совершению преступления. Возмездие является основным видом наказания при умышленном убийстве, как ясно под возмездием в этом случае понимается смертная казнь, которая должна быть приведена в исполнение, при наличии возможности тем же способом которым было совершено убийство. Если по какой либо из оговоренных причин невозможно совершить возмездие, то применяются заменяющие его виды наказания – вира и та’зир. Применение в качестве наказания за одно преступление основного и заменяющего наказания не допустимо, однако при совершении одним лицом нескольких убийств ему может по одному преступлению назначено в качестве наказания возмездие, по другому вира, а по третьему та’зир. При этом та'зир может выступать в качестве наказания заменяющего как возмездие так и виру, если и таковая не может быть назначена. Кроме того дополнительными наказаниям является искупление – освобождение раба либо взамен него пост и запрет на получение наследства Пост выступает как замена основного вида искупления – освобождения раба, либо выделе-ния милостыни на соответствующую сумму.

Пост должен быть непрерывным и длиться 60 дней. Если по какой либо причине будет пропущен один день пост, то отсчет следует начинать заново. Пост заключается в ограничении в пище, питье и др. на период между рассветом и закатом солнца Основой этого запрета является хадис: «Не дозволено убийце что либо из наследства, и нет наследства убийце после как хозяину коровы». По мнению имама Малика любое умышленное убийство приводит к запрету на получение наследства от убитого, за исключением дозволенного убийства, как например при самообороне. Что касается неосторожного убийства, то получение наследства в этом случае возможно, однако не допускается получение в наследство виры. Если же убийство было неосторожным и после на-несения смертельного ранения, но до смерти было составлено завещание в пользу убийцы, при условии что потерпевший знал, кто является убийцей, то возможно получение в наследство и виры.

По мнению Абу Ханифы запрет на получение наследства является последствием любого вида убийства, при соблюдении следующих условий:

1. убийство должно быть совершено непосрественно, при опосредованном совершении убийства запрет на получение наследства отсутствует.
2. дееспособность преступника. Недееспособный преступник имеет право на получение наследства.
3. незаконность лишения жизни.


Если убийство совершено при самообороне запрет на получение наследства отсутствует. При наследовании по завещанию, возможно получение убийцей своей доли, при согласии других наследников. По мнению аш-Шафии запрет на получение наследства распространяется на все виды убийства без каких либо оговорок. Основным наказанием, предусмотренным мусульманским правом за убийство шибх аль амд является выплата виры. Применение возмездия по данному виду преступлений не предусмот-рено. Основным источником данной нормы является хадис пророка: «За умышленно-неосторожное убийство – убийство тростью, палкой или камнем – сто верблюдов». В состав данной виры входят: 30 трехгодовалых верблюдов , 30 четырехгодовалых верблюдов и 40 беременных верблюдиц. Основным наказанием за совершение неосторожного убийства является выплата виры, назначение смертной казни как наказания за неосторожное убийство не дозволяется. Вира за неосторожное убийство состоит из ста верблюдов из них 20 годовалых верблюдиц, 20 двухгодовалых, 20 годовалых верблюдов, 20 трехгодовалых верблюдиц, 20 четырехгодовалых верблюдиц.

Это мнение основано на хадисе: Передают, что Ибн Мас‘уд, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Выкуп за непре-думышленное убийство состоит из пяти частей: двадцать трехгодовалых верблюдиц, двадцать четырехгодовалых верблюдиц, двадцать годовалых верблюдиц, двадцать двухгодовалых верблюдиц и двадцать двухгодовалых верблюдов». Этот хадис передал ад-Даракутни. Вира выплачивается в рассрочку на три года, и родственниками убитого по мужской линии. Вира родственниками выплачивается в рассрочку на три года, в этом также единодушны все ученые.

Администрация сайта
<< <         > >>
             
             
             
             
             
             
Время закона
Время закона