Okapi
О проекте
Главная
Статьи
Видео
Грамотный юрист
«S7, клиент всегда не прав?»
Авиационный транспорт принято считать самым безопасным в мире. Однако статистика последних лет упорно констатирует обратное: по данным Росавиации, среди непунктуальных и проблематичных перевозчиков числятся «Вим-Авиа», «Трансаэро» и «S7» (бывшая а/к «Сибирь»). Участились случаи падения воздушных судов, их техническое состояние оставляет желать лучшего, а возникновение огромного количество непредвиденных обстоятельств может превратить обычный перелет в настоящую пытку. После жалоб читателей в Редакцию «ВЗ» на отечественную авиакомпанию «S7», мы решили ближе присмотреться к ее деятельности и тому, что чаще всего происходит с людьми, купившими билеты на ее рейсы.

Наша справка: В 1957 году в Новосибирске был сформирован Толмачевский объединенный авиаотряд; который был самым большим региональным подразделением «Аэрофлота». В настоящее время S7 Airlines входит в число 50 крупнейших авиакомпаний мира по объему перевозок на внутренних воздушных линиях и в первую сотню - по основным производственным показателям. В 2006 году авиакомпанией было выполнено свыше 40 тысяч рейсов, на которых было перевезено 4,9 млн. пассажиров и более 28 тыс. тонн груза и почты.

В реальности, дела у «S7» не так успешны, как могут показаться на первый взгляд. Именно самолеты авиакомпании «Сибирь» были взорваны в воздухе шахидками в 2004 году. Возможно, эти инциденты стали решающими при смене названия компании на «S7», однако как ни назовись, а результат один: суды по всей России завалены многочисленными исками к компании, жалоб и заявлений от недовольных пассажиров не сосчитать.

Вот только некоторая статистика неудачных полетов:

Июль, 2006. Катастрофа рейса «Москва-Иркутск». Airbus 310 авиакомпании S7 выполнял рейс 778 из столичного аэропорта «Домодедово». При посадке в Иркутске, самолет выехал за пределы взлетно-посадочной полосы, пробил сетку бетонного заграждения, врезался в гаражный бокс и загорелся. Погибли 124 человека.

Январь, 2007. Технические неисправности рейса «Москва-Новосибирск». Пассажирский самолет А-319 авиакомпании S7 по техническим причинам совершил вынужденную посадку в новосибирском аэропорту Толмачево. Март, 2007. Технические неисправности рейса «Москва-Барнаул». Аэробус совершил аварийную посадку в аэропорту Барнаула. 53 пассажира ждали резервное воздушное судно из Новосибирска более восьми часов. По утверждению следователей Барнаульской транспортной прокуратуры, причиной инцидента стала неслаженная работа экипажа и диспетчеров.

Январь-март, 2007. Многочисленные факты задержек и отмены рейсов авиакомпанией «S7 Airlines», а также полеты через другие города, непредусмотренные расписанием, привлекли внимание Пермской транспортной прокуратуры. Ей установлено, что в январе из аэропорта «Большое Савино» был задержан вылет 14 бортов «S7», по прилету в Пермь – 29. В феврале – 31 и 38 соответственно. В феврале и марте по причине нехватки самолетов было отменено 19 рейсов. Из-за неисправности воздушного судна и разгрузки аэропорта «Домодедово» два московских рейса были выполнены через другие города Самара, Магнитогорск.

Заходим на сайт компании и читаем: «В декабре 2006 года авиакомпания S7 Airlines прошла аудит IATA по новым стандартам безопасности полетов IOSA (IATA Operational Safety Audit), что является важным фактором признания S7 в мировом авиационном сообществе как безопасного перевозчика, соответствующего самым строгим современным требованиям». Простите, но где эти стандарты качества, гордость и новелла авиакомпании? Помимо «технических» неисправностей, пассажиры S7 зачастую сталкиваются с откровенно грубым и бесчеловечным отношением со стороны экипажа судна и представителей авиакомпании на местах. Выдержки из писем – тому подтверждение:

Октябрь, 2007. Рейс «Махачкала-Москва».

«У моего мужа был билет на 24 октября. Он прибыл в аэропорт вовремя, отстоял очередь на регистрацию, но за 10 минут до официального окончания регистрации стойка регистрации была закрыта. Причина: в самолете нет мест. 6 человек с билетами на руках не могли добиться, чтобы их зарегистрировали и посадили на самолет. Через некоторое время билеты на этот рейс поступили в продажу и были благополучно проданы другим людям. Моему мужу и еще 5 пассажирам было предложено приехать на следующий день на этот же рейс. Тогда он позвонил по горячей линии авиакомпании и устроил скандал. Незамедлительно был найден билет из брони, за который его заставили доплатить еще 3500 руб. Только таким образом мой муж сумел улететь в Москву». Татьяна Кудаева.

Октябрь, 2007. Рейс «Москва-Казань».

«30.10.07 должны были вылететь в Казань в 19.45 рейс 26 авиакомпании «S7». Но посадки так и не последовало. На автобусе мы сделали круг почета вокруг нескольких самолетов компании S7 и вернулись обратно к зданию аэропорта. Представитель компании на все вопросы отвечать отказался, сказав: «Вас много - я один!» Вот мы в самолете, включены турбины, бегают стюардессы. Командир объявляет по громкой связи, что ему очень жаль, но сегодня мы не полетим, т.к. аэропорт Казани не принимает, что рейс откладывается до 4.00. Приезжает милиция и представитель компании говорит что мы захватили самолет и нас надо «скрутить и вывести из самолета, посадить за решетку». Но милиционер решил, что мы правы, и уехал. Компания сама должна разобраться со своими клиентами и не нарушать их права! Закончилась история тем, что нам пришлось сдавать билеты (правда, уже в Казани!) и добираться в пункт назначения другим путем. Это компания «безответственных» людей, где в прямом смысле никто ни за что не отвечает». Ася Мингалеева.

Ноябрь, 2007, рейс «Франкфурт-Москва».

Борт был посажен в аэропорту «Пулково» в Санкт-Петербурге из-за нелетной погоды. Представители компании решили не ставить в известность пассажиров о дальнейшем времени полета. Когда последние выдвинули свои претензии и потребовали точной информации о времени вылета, представитель компании ничего внятного не ответил, тогда стоявшие рядом женщины и мужчины начали его пинать. Сотрудники милиции не вмешивались и издали наблюдали за происходящим. Позднее, пассажирам сообщили, что экипаж спит. Только на утро в «Пулково» избавились от неугомонных клиентов…

С сайта компании: «S7 Airlines» - это переход от формального к более дружественному и эмоциональному подходу, означающий для пассажиров новый уровень сервиса, основанный на использовании современных технологий, свободу выбирать и получать новые ощущения от полета.

Если милиция, не вмешиваясь, наблюдает за «гневом народа», а представители авиакомпании минимизируют свои контакты с раздраженными пассажирами, значит, нарушение законов все-таки происходит, а неумелые действия сотрудников «S7» лишь добавляют ей «черной популярности»? Разберемся подробней – какие же законы нарушает авиаперевозчик.

1. Непредоставление информации о причине задержки рейса, сервисах, которыми могут воспользоваться пассажиры (в т.ч. бесплатно). Данные бездействия нарушают ст. 92 новых федеральных авиационных правил, вступивших в силу в конце октябре 2007 года, а также ст. 2.5.2. внутренних правил авиакомпании «S7».

2. Непредоставление горячего питания (свыше 4-х часов задержки рейса), возможности сделать телефонные звонки, гостиницы (свыше 6 часов задержки рейса) нарушает ст. 106 Воздушного кодекса РФ, ст. 99 указанных выше авиационных правил и ст. 2.5.2. внутренних правил компании.

3. Отказ в сдаче билета или его обмене неправомерен, так как согласно ст. 231 авиационных правил «возврат денежных сумм, уплаченных за перевозку, производится перевозчиком или по его поручению уполномоченным агентом по месту оплаты перевозки, а также в пунктах, предусмотренных правилами перевозчика».

Министр транспорта Игорь Левитин отметил, что будет организован постоянный мониторинг за исполнением установленных федеральных правил, а за их систематическое неисполнение - компании будут лишаться прав на выполнение полетов, вплоть до полной остановки их деятельности. При этом в «S7» заявили, что трудностей с выполнением законодательства у них нет, а новые федеральные правила мало чем отличаются от внутренних.

Несомненно, новые правила нужны и важны. Однако вчитываясь в законы можно увидеть такое, отчего волосы встают дыбом. Так, например, солидарны в своем праве в одностороннем порядке отменять, изменять, откладывать рейсы ст. 76 вышеуказанных правил и ст. 2.3.4. внутренних правил «S7»: «Расписание может быть изменено Перевозчиком без предварительного предупреждения пассажиров и грузоотправителей. Время отправления, указанное в билете, не гарантируется и не является условием договора воздушной перевозки. Перевозчик может отменить, перенести или задержать выполнение рейса, указанного в билете, произвести замену воздушного судна и изменить маршрут перевозки, если того требуют условия безопасности полетов и авиационной безопасности». Но с трудом верится в то, что ежемесячно десятки задержанных и отложенных по «техническим причинам» рейсов, подпадают под основания «безопасности полетов и авиационной безопасности». По всей видимости, в «S7» просто не хватает воздушных единиц. На сайте компании указано, что в настоящее время в парке судов числится 68 самолетов, а с 2008 года планируется запуск новых моделей. Оттого, наверное, и приходится пока «перебрасывать» пассажиров одного рейса в аэропорт, а в это время забирать часами ждущих другой рейс и отправлять тем же самолетом в пункт назначения. Как видим, косвенно закон позволяет делать и такое.

Еще один любопытный момент. Ст. 16 авиационных правил закрепляет положение о том, что при бронировании пассажирских мест перевозчик, оказывается, вправе НЕ закреплять за пассажиром конкретное пассажирское место в самолете. Место присваивается пассажиру непосредственно при регистрации, а ст. 2.6.7. внутренних правил «S7» с радостью подтверждает это положение. Получается, возмущение мужа Татьяны Кудаевой о нехватке места необоснованны, а подобная практика вполне укладывается не только в политику, но и в правила компании.

При всем несовершенстве действующего законодательства пассажирам необходимо помнить, что привлечь к ответственности авиаперевозчика все же можно. Если письменная жалоба или претензия в компанию не возымеют эффекта, то, руководствуясь нормами Воздушного и Гражданского кодекса, Федеральными авиационными правилами и законом «О защите прав потребителей», пассажиры вправе обратиться в суд с иском о возмещении имущественного ущерба, вреда, причиненного их жизни и здоровью, а также о компенсации морального вреда.

Администрация сайта
<< <         > >>
             
             
             
             
             
             
Время закона
Время закона