Банки хотят блокировать денежные переводы без согласия клиента, если речь идет о сомнительных и не подтвержденных операциях, когда клиент не вышел на связь в течение двух дней. С таким предложением обратились кредитные организации к ЦБ РФ. Объясняют банки это стремлением защитить денежные средства держателей карт от мошенников. Однако под блокировку могут попасть средства граждан, которые, например, выехали за границу и не могут на данный момент связаться с банком. Законно ли новое предложение и будет ли от него польза, выясняла корреспондент «МИР 24».
«Я целиком и полностью поддерживаю готовящиеся поправки по ряду причин. Например, клиент в течение двух дней не может совершить банковскую операцию, потому что находится в труднодоступной местности или за рубежом. В эти моменты злоумышленники чаще всего готовят захват счета, чтобы совершить платежи и раскидать их по своим контрагентам. Когда владелец счета за рубежом, проще совершить платеж без его ведома. Вторая причина, если у плательщика есть желание совершить платеж, он обязательно проконтролирует его совершение.
Если в течение двух дней плательщик не проявляет интереса, что его платеж заблокирован, есть основания подозревать, что платеж он совершать не собирался. В-третьих, не стоит забывать, что существует закон о защите прав потребителей, согласно которому услуги, в том числе финансовые, должны быть безопасны для потребителя. Банк должен обеспечить безопасность платежа, для этого существует верификация пользователей. В частности, под обязательную проверку попадают платежи свыше 600 000 рублей», – прокомментировал юрист Антон Палюлин.
В свою очередь, адвокат Леонид Исаев добавляет, что важно, чтобы банки блокировали только операцию, а не банковскую карту или счет целиком. Кроме того, если такие поправки будут вносить, необходимо прописать срок разблокировки операции после того, как она была подтверждена.
«Главное, чтобы речь шла о блокировке самой операции, а не всей банковской карты. К большому сожалению, банки часто перестраховываются и блокируют карту целиком, что доставляет клиенту большие проблемы. Например, он находится за границей, и на карте лежат все деньги для поездки. В остальном лучше заблокировать подозрительную операцию, но с условием, чтобы после подтверждения банк оперативно в течение часа эту операцию осуществил. Это надо прописать в законе, чтобы законопослушный пользователь банковских услуг не пострадал», – сказал он.
Эксперт по международному права и адвокат Екатерина Духина считает, что в предлагаемой поправке не стоит искать желание банка затормозить любые финансовые операции, речь идет о переводах, которые выполняются с новых устройств или не вписываются в приведенные стандарты.
«Предлагаемая норма снизит количество мошенничеств с банковскими картами и иные киберпреступления. В настоящий момент есть возможность блокировать сомнительные операции только на два дня. Если в течение двух дней банк не дозвонился клиенту, то перевод автоматически выполняется. Однако это может не отвечать интересам граждан, у которых воруют деньги. Банк будет блокировать не каждый перевод, а только в том случае, если он совершается с нового устройства или не подходит под стандарты. Не нужно искать здесь желание банков затормозить любую операцию», – заключила Духина.
Автор: Екатерина Дегтерева