Медицинская реформа, направленная на повышение уровня обслуживания в лечебных учреждениях и квалификации медперсонала предусмотрела следующие изменения, касаемые интернатуры. В 2019 2020 прием студентов-медиков на прохождение интернатуры не будет осуществляться. А в целях приобретения нужной специальности студенты будут обучаться в ординатуре.
Ранее Министерство здравоохранения РФ поставило своей целью восполнить дефицит старшего медицинского персонала в сельских больницах. При этом отменило интернатуру в 2016 году — для фармацевтов, в 2017 году — для педиатров и для остальных медицинских специализаций — в 2018 году. Только через четыре — пять лет, когда будут подведены первые итоги медицинской реформы, будет ясно, повлияла ли положительным образом отмена интернатуры на укомплектованность врачами сельских амбулаторий.
Новые критерии оценки знаний
Предположим, что изменения не были бы внесены. Соответственно, студент-медик, в 2020 году удачно закончивший интернатуру, мог бы претендовать на сертификат, благодаря которому сразу получил бы допуск к своей основной работе и каждую пятилетку подтверждал свой уровень квалификации. Это необходимое условие, дающее право врачу работать в медицинских учреждениях.
При нынешних же обстоятельствах выпускнику медицинского ВУЗа необходимо пройти аккредитацию, без которой он не сможет осуществлять врачебную деятельность. Чтобы получить аккредитацию молодой специалист должен участвовать в различного рода тренингах, конференциях и .п.; писать научные работы и издавать их в специализированной прессе; пытаться опробовать новейшие методы лечения заболеваний. За все это врачу начисляются баллы, за определенное количество которых он получает аккредитацию.
Аккредитация, как метод оценки знаний молодого врача, будет введена в 2021. На данный момент имеется большое количество нерешенных вопросов относительно процесса ее проведения. Например, кто финансирует расходы на дорогу и проживания врача в месте проведения аккредитации; по каким критериям будут выставляться баллы; возможно ли уменьшить время, отведенное на прием пациентов для участия врача в медицинских мероприятиях и разработках. Чиновники Министерства здравоохранения обещают, что все эти моменты будут тщательно рассмотрены и решены. И переход с интернатуры на метод аккредитирования будет произведен максимально безболезненно и без каких-либо негативных последствий.
Порядок приема в ординатуру
Сходство ординатуры и интернатуры заключается в том, что после их окончания молодой врач получает определенную специализацию и право работать с пациентами. Но согласно новым правилам, введенным Министерством теперь поступить в ординатуру стало намного сложнее, особенно если речь идет о бюджетном месте. В случае, если молодой специалист минует этот этап обучения, он сможет быть только терапевтом и это ограничит его развитие как профессионала и, соответственно, доход.
Приемные испытания в ординатуру будут включать в себя несколько составляющих.
- Тестовый экзамен по общим медицинским знаниям, который состоит из 60-ти вопросов. Экзамен длится всего час и необходимо правильно ответить на 70% вопросов как минимум.
- Баллы за текущий стаж молодого специалиста. Надо сказать, что медицинская реформа установила, что молодые врачи, работающие в глубинке, будут иметь большее количество баллов. Это должно послужить стимулом для того, чтобы поработать какое-то время в сельской местности после окончания ВУЗа. Соответственно, будет больше шансов поступить в ординатуру.
- Дополнительные баллы также будут начисляться студентам, имеющим красный диплом и получавшим Президентскую стипендию. По этой причине у тех, кто учился на платной основе очень мало шансов поступить в ординатуру.
На основе полученной суммы баллов выносится решение зачислении молодого специалиста в ординатуру.
Минусы нововведения
Теперь единственный шанс для молодого врача обучиться интересной ему специализации и получить возможность профессионального роста — это прохождение ординатуры.
Новая система способна обеспечить укомплектованность сельских больниц персоналом. При этом она является не вполне доработанной и имеет много минусов. Молодые врачи будут озабочены оплатой ординатуры и отвлекаться на многочисленные подработки, что не может не отразиться на их профессиональном уровне.
Недостаточно высокий уровень преподавания в ординатуре. Преподаватели и кураторы порой несерьезно относятся к своим обязанностям из-за недостатка мотивации. Студенты отмечают, что преподаватели не делятся с ними профессиональными знаниями и опытом врачебной деятельности, а заставляют их заниматься рутинной бумажной работой
Баллы не зачисляются за научные работы, выполненные студентами. А эти работы являются лучшим показателем знаний будущих медиков.
Студенты, находящиеся на платной системе обучения не могут претендовать на начисление дополнительных баллов.
Из всего этого следует сделать вывод, что получить место в ординатуре смогут далеко не все желающие. И как предполагает министерство, только самые работоспособные, талантливые и обладающие опытом работы и знаниями студенты могут претендовать на получение специализации. Молодые амбициозные специалисты возлагают большие надежды на новую реформу. Большая часть молодых врачей готова много работать и решать сложные задачи. А будут ли у них возможности для профессионального роста и эффективны ли предусмотренные программой инструменты покажет только время.