Инвентаризация имущества организации и ее оформление

Не реже какого срока должна осуществляться инвентаризация?

Инвентаризация основных средств должна осуществляться не реже 1 раза в 3 года, а библиотечных фондов не реже 1 раза в 5 лет (п. 1.5 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств).

Точные сроки проведения инвентаризаций определяются компанией самостоятельно. Как правило, инвентаризация ОС проводится перед годовой отчетностью. Однако законодательством установлены случаи, в которых компания обязана провести инвентаризацию:

  • передача имущества в аренду;
  • реорганизация;
  • ликвидация;
  • продажа имущества;
  • смена материально ответственных лиц или руководителя коллектива (а также по требованию членов коллектива или при выбытии из коллектива больше половины его участников — для участников договора о коллективной ответственности);
  • установление фактов хищения, злоупотребления, порчи имущества;
  • перед составлением бухотчетности за год;
  • чрезвычайные ситуации.

Изучим порядок проведения инвентаризации основных средств.

Порядок проведения инвентаризации

Исправление некорректных данных возможно, но только после установления факта совершения нарушений в соответствии с законодательством. Сведения передаются председателю служебной комиссии и на время склад с ценностями закрывается.

После того как недочеты были подтверждены, их корректируют непосредственно в заполненной ранее документации. В подтверждение, что новым сведениям можно доверять, все члены группы, ответственной за опись материально-технических средств, ставят свои подписи. Затем работа продолжается.

Инвентаризация имущества организации и ее оформление

Обязанность организаций проводить инвентаризацию имущества и обязательств, необходимую для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, установлена ст. 12 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ “О бухгалтерском учете” (далее – Закон N 129-ФЗ).

Порядок и сроки проведения инвентаризации определяет руководитель организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.

Проведение инвентаризации обязательно не только перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, но и при передаче имущества в аренду, при выкупе, продаже, а также при смене материально ответственных лиц, при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества, в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями, при реорганизации или ликвидации организации, в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Порядок проведения инвентаризации оформляется в виде приложения к приказу об учетной политике.

Плановые инвентаризации проводятся в заранее установленные сроки.

К плановым инвентаризациям относятся ежегодные инвентаризации, проводимые перед составлением годового отчета.

Внеплановые (внезапные) инвентаризации проводятся неожиданно для материально ответственного лица для проверки наличия товарно-материальных ценностей.

Полная инвентаризация охватывает все без исключения виды имущества и финансовых обязательств организации, а частичная (выборочная) – один или несколько видов имущества и обязательств, например только денежные средства, сырье и материалы, товары и т.д.

Перед составлением годовой бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств в полном объеме не ранее 1 октября отчетного года.

Для некоторых видов имущества установлены иные сроки проведения инвентаризации. Согласно п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н (далее – Положение по ведению бухгалтерского учета), инвентаризация может проводиться для основных средств один раз в три года, для библиотечных фондов – один раз в пять лет.

Основные правила проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств определены Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49.

Документальное оформление проведения инвентаризации и отражение ее результатов производятся по формам, утвержденным Постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 N 88 “Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации” (далее – Постановление Госкомстата России N 88).

Инвентаризация имущества организации и ее оформление

Для проведения инвентаризации руководитель организации издает приказ по форме N ИНВ-22.

ПРИКАЗ
(ПОСТАНОВЛЕНИЕ, РАСПОРЯЖЕНИЕ)
О ПРОВЕДЕНИИ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ
Для проведения инвентаризации ____________________________________
__________________________________________________________________
назначается рабочая инвентаризационная комиссия в составе:
Председатель комиссии _________ __________________________
должность фамилия, имя, отчество
Члены комиссии: _________ __________________________
должность фамилия, имя, отчество
_________ __________________________
должность фамилия, имя, отчество
_________ __________________________
должность фамилия, имя, отчество
Инвентаризации подлежит __________________________________________
наименование имущества, обязательства
__________________________________________________________________
К инвентаризации приступить «__» __________ ____ г.
и окончить «__» __________ ____ г.
Причина инвентаризации
__________________________________________________________________
контрольная проверка, смена материально ответственных лиц,
__________________________________________________________________
переоценка и т.д.
__________________________________________________________________
Материалы по инвентаризации сдать в бухгалтерию
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
не позднее «__» _________ ____ г.
Руководитель __________ _______ __________________________________
должность подпись расшифровка подписи

Приказ регистрируют в Журнале учета контроля за выполнением приказов (постановлений, распоряжений) о проведении инвентаризации (унифицированная форма N ИНВ-23).

Такой приказ готовится, как правило, не менее чем за 10 дней до наступления срока проведения инвентаризации.

Для проведения инвентаризаций в организации создаются инвентаризационные комиссии, которые могут быть постоянно действующими, рабочими, разовыми.

В организационно-контрольные функции постоянно действующей комиссии входит проведение плановых, а также выборочных инвентаризаций и контрольных проверок в межинвентаризационный период.

Инвентаризация имущества организации и ее оформление

Обращаем внимание читателей журнала на то, что участие материально ответственных лиц при проведении инвентаризации обязательно.

Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания результатов инвентаризации недействительными.

До проведения инвентаризации бухгалтерия готовит инвентаризационные описи, не заполняя графу “По данным бухгалтерского учета”, по объектам и структурным подразделениям, подлежащим инвентаризации, не менее чем в двух экземплярах, которые раздаются всем материально ответственным лицам для заполнения графы “Фактическое наличие” с указанием сроков заполнения.

Материально ответственное лицо перед проведением инвентаризации должно подготовить все материальные ценности (рассортировать), оформить все приходные и расходные документы.

Комиссия проводит подготовительную работу, предшествующую подсчету остатков материальных ценностей:

  • пломбирует помещения, в которых находятся материальные ценности;
  • проверяет весы, мерную тару;
  • получает от материально ответственных лиц отчеты со всеми документами, подтверждающими движение товарно-материальных ценностей и денежных средств, а также расписку следующего содержания:

Образец

Несмотря на то что порядок проведения инвентаризации достаточно подробно регламентирован действующим законодательством, организации очень часто допускают различные нарушения при проведении инвентаризации.

Исходя из опыта аудиторских проверок приводим типичные ошибки, допускаемые при проведении инвентаризации:

  1. состав инвентаризационной комиссии не утвержден руководителем – нет основания для проведения инвентаризации;
  2. документально подтверждено отсутствие хотя бы одного из членов комиссии во время проведения инвентаризации – результаты инвентаризации недействительны;
  3. в приказе не указаны сроки инвентаризации – нет основания для начала проведения инвентаризации;
  4. во время перерывов в работе комиссии не был закрыт доступ посторонним к помещению, где хранились инвентаризационные описи, – внесение исправлений, искажающих результаты инвентаризации;
  5. при невозможности остановки хозяйственной деятельности приходно-расходные документы не завизированы председателем инвентаризационной комиссии – имеется возможность оформить ранее не выписанные приходно-расходные документы;
  6. у материально ответственных лиц не были взяты расписки о том, что все приходные и расходные документы были сданы в бухгалтерию, – при выявлении нарушений могут быть предъявлены приходно-расходные документы, оформленные в период проведения инвентаризации;
  7. проводится сопоставление данных бухгалтерского учета с фактическим наличием, а не наоборот (идеально составление инвентаризационных описей вручную по факту) – имеется возможность искажения фактических данных в соответствии с данными бухгалтерского учета;
  8. инвентаризационная опись составлена в одном экземпляре – результаты инвентаризации недействительны;
  9. итоги должны быть выверены на каждой странице (число – прописью, количество номеров и сумма материальных ценностей, а также общий итог – в натуральных показателях, даже если подсчет велся в денежном измерении) – имеется возможность несанкционированных исправлений;
  10. на каждой странице нет записи “Цены, итоги проверил” и подписи материально ответственного лица – инвентаризационная опись не является документом, на основании которого можно предъявлять претензии к материально ответственным лицам;
  11. ошибки и исправления не подписаны и не заверены членами комиссии – исправления считаются недействительными;
  12. инвентаризационная опись после утверждения результатов содержит незаполненные строки, хотя в них должны быть поставлены прочерки, – имеется возможность внесения дополнительных данных;
  13. на последней странице инвентаризационной описи нет подписи материально ответственного лица об отсутствии у него претензий к членам комиссии и подтверждения, а также о том, что он принимает указанное в описи имущество на ответственное хранение, – отсутствие оснований для предъявления претензий к материально ответственному лицу при выявлении недостач;
  14. записи отражения на счетах излишков или недостач должны быть произведены или датой окончания инвентаризации, или 31 декабря отчетного года (2006 г.).

В.В.Семенихин

Инвентаризация имущества организации и ее оформление

Заместитель генерального директора

ЗАО “BKR-Интерком-Аудит”

Инвентаризация — это проверка наличия имущества организации и состояния ее финансовых обязательств на определенную дату путем сверки фактических данных с данными бухгалтерского учета.

Случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяются субъектом самостоятельно, за исключением обязательного проведения инвентаризации, предусмотренного законодательством, федеральными и отраслевыми стандартами (ст. 11 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ).

Этапы проведения инвентаризации

Инвентаризация ОС

При инвентаризации ОС в инвентаризационной описи (форма ИНВ-1) указывается:

  • полное наименование;
  • назначение;
  • инвентарные номера;
  • основные технические показатели;
  • заводской инвентарный номер.

При инвентаризации недвижимого имущества комиссия проверяет наличие документов, которые подтверждают право собственности.

В случае выявления расхождения учетных и фактических данных, комиссия включает в опись правильные технические показатели.

ОС включаются в опись по наименованию согласно своему прямому назначению. В результате модернизации функции объекта могут измениться. В таком случае в описи отражается новое назначение ОС.

Непригодные к использованию ОС включаются в отдельную опись, где указывается:

  • дата ввода в эксплуатацию;
  • причины, по которым ОС невозможно использовать в работе.

Инвентаризация ТМЦ

Если ТМЦ хранятся в разных помещениях, то инвентаризация проводится последовательно по местам хранения. После завершения инвентаризации какого-либо участка ТМЦ, доступ к помещению должен быть ограничен до тех пор, пока не завершится вся сверка ТМЦ.

Если ТМЦ поступают на склад во время проведения инвентаризации, то сведения по ним заносятся в отдельную опись, где указывается:

  • наименование;
  • количество;
  • цена и сумма;
  • дата и номер приходного документа (председатель комиссии должен зарегистрировать приходные документы с пометкой «после инвентаризации «__________» (дата)»);
  • наименование поставщика.

При длительном проведении инвентаризации ТМЦ могут отпускаться МОЛ в присутствии членов инвентаризационной комиссии (при наличии письменного разрешения руководителя и главного бухгалтера). Сведения по таким ТМЦ отражаются отдельно в описи «ТМЦ, отпущенные во время инвентаризации».

Инвентаризационная комиссия должна проверить данные по ТМЦ, которые:

  • в пути;
  • находятся на складах других организаций (на ответственном хранении);
  • отгружены, но не оплачены;
  • не находятся в подотчете МОЛ.

В некоторых случаях при инвентаризации разрешается использовать групповые описи (малоценные, быстроизнашивающиеся ТМЦ и др.). Малоценные ТМЦ, которые пришли в негодность, но не были учтены в расходах компании, не включаются в опись. По ним заполняется акт с указанием:

  • времени эксплуатации;
  • причин негодности;
  • возможности использования в хозяйственных целях.

Тара указывается в описи по:

  • виду;
  • целевому назначению;
  • качественному состоянию:
    • новая;
    • бывшая в употреблении;
    • требующая ремонта.

Инвентаризация расчетов заключается в проверке обоснованности сумм, числящихся на счетах бухгалтерского учета. Проверке подлежат:

  • 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»;
  • 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»;
  • 63 «Резервы по сомнительным долгам»;
  • 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам»;
  • 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам»;
  • 68 «Расчеты по налогам и сборам»;
  • 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»;
  • 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»;
  • 71 «Расчеты с подотчетными лицами»;
  • 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»;
  • 75 «Расчеты с учредителями»;
  • 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»;
  • 79 «Внутрихозяйственные расчеты».

При проверке оценивается правильность расчетов, наличие сальдо и причины его образования.

Для того чтобы оценить насколько корректно отражены обороты по счетам расчетов, нужно сверить показатели в акте сверки, полученном от контрагента с проверяемыми учетными данными.

Задолженность, по которой истек срок исковой давности, и другие долги, нереальные для взыскания, списываются отдельно по каждому обязательству по приказу руководителя.

Инвентаризация кассы производится с учетом положений Указания Банка РФ от 11.03.2014 N 3210-У.

При инвентаризации кассы осуществляется пересчет:

  • наличных денежных средств (далее ДС);
  • ценных бумаг;
  • денежных документов:
  • почтовые марки;
  • марки госпошлины;
  • вексельные марки;
  • путевки в дома отдыха (санатории);
  • авиабилеты;
  • прочие денежные документы.

Инвентаризация на расчетном счете осуществляется путем сверки остатков на счетах учета с данными, указанных в выписке банка на соответствующую дату.

Инвентаризация имущества организации и ее оформление

При инвентаризации НМА комиссия проверяет:

  • наличие документов, подтверждающих права организации на его использование;
  • правильность и своевременность отражения нематериальных активов в балансе.

При инвентаризации финансовых вложений комиссия проверяет фактические затраты на ценные бумаги и прочие вложения. Оценивается:

  • правильность оформления ценных бумаг;
  • реальность стоимости учтенных ценных бумаг;
  • своевременность и полнота отражения в учете полученных доходов по ценным бумагам;
  • сопоставляется фактическое наличие ценных бумаг с учетным.

Инвентаризация ценных бумаг осуществляется одновременно с инвентаризацией ДС в кассе.

Унифицированная форма инвентаризационной описи ИНВ-16 предназначена для отражения данных по ценным бумагам. В ней указывается:

  • название;
  • серия и номер;
  • номинальная и фактическая стоимость;
  • срок гашения;
  • общая сумма.

Если на момент проведения инвентаризации ценные бумаги находятся на хранении в специализированных организациях, то сверяется сальдо по соответствующим счетам учета с данными, указанных в выписках.

Помимо вышеперечисленного, инвентаризационная комиссия должна проверить финансовые вложения в уставный капитал сторонних организаций, а также займы компании (при их наличии).

Результатом инвентаризации могут быть:

  • излишек – превышение фактического количества ТМЦ над данными бухгалтерского учета;
  • недостача – физическая нехватка ТМЦ, расхождение между фактическим количеством ТМЦ и данными бухгалтерского учета.

Порядок учета результатов инвентаризации зависит от разных факторов.

Порядок инвентаризации основных средств устанавливает руководитель компании в соответствии с действующим законодательством.

1. В организации должна быть создана инвентаризационная комиссия, состав которой руководитель компании утверждает в приказе о проведении инвентаризации по форме ИНВ-22.

В инвентаризационную комиссию следует включить бухгалтеров, специалистов по ОС, руководство компании. Недопустимо отсутствие хотя бы одного члена комиссии — только при стопроцентной явке всех участников инвентаризации процедура считается состоявшейся. Помимо состава комиссии, в ИНВ-22 регистрируются сроки проведения инвентаризации, причины и объекты проверки.

Все проводимые компанией инвентаризации должны быть зафиксированы в журнале по форме ИНВ-23.

Перед началом инвентаризации члены комиссии получают актуальные документы по ОС компании. На них делается пометка «до инвентаризации на ____ (дата)». Материально ответственные лица письменно подтверждают, что к началу процедуры все документы на ОС были переданы комиссии.

Инвентаризация имущества организации и ее оформление

Помимо бухгалтерских документов по ОС, комиссия проверяет:

  • сведения, которые подтверждают права собственности компании на здания;
  • техпаспорта и иную техдокументацию;
  • регистры аналитического учета;
  • наличие документов на объекты природных ресурсов, принадлежащие компании.

2. Комиссия в ходе инвентаризации осматривает ОС и фиксирует в описи по форме ИНВ-1 название ОС, назначение, инвентарные номера и основные показатели объекта.

Для ТС и оборудования в описи должен быть указан заводской номер в соответствии с техпаспортом изготовителя, год выпуска, назначение, мощность.

Однотипные ОС, которые поступили в организацию одновременно и учитываются на инвентарной карточке группового учета, в описи указываются по наименованиям с указанием количества.

ОС, которые на момент инвентаризации отсутствуют в компании (кроме переданных в аренду), например, судно или железнодорожный состав отправлены в рейс, проверяются до момента их временного отсутствия.

Инвентаризация имущества организации и ее оформление

3. Выявляются расхождения между фактическими и учетными данными. Расхождения между данными бухучета и фактическим состоянием ОС, зафиксированные в ИНВ-1, отражаются в сличительной ведомости по форме ИНВ-18.

Ведомость составляется в 2 экземплярах: один для бухгалтерии, второй — для материально ответственных лиц, при этом комиссия запрашивает у них письменные объяснения причин расхождений.

ОС, которые во время инвентаризации находятся в ремонте, отражаются в ведомости по форме ИНВ-10 с указанием стоимости и расходов предприятия на ремонт.

На ОС, переданные в аренду или на ответственное хранение, составляется отдельная опись с указанием документов, подтверждающих принятие контрагентом имущества.

Также отдельная опись составляется на ОС, которые не могут быть использованы в хозяйственной деятельности компании и восстановлению не подлежат: члены комиссии указывают время ввода в эксплуатацию и причины, по которым пользоваться имуществом теперь невозможно.

Если в ходе реконструкции или восстановления ОС поменялось назначение объекта, то в опись следует внести новые сведения. Если в результате проведенных работ балансовая стоимость ОС изменилась, а в бухучете эти данные не зафиксированы, то этот факт следует отразить в описи.

Если инвентаризационная комиссия выявила ошибки в характеристиках объектов, то члены комиссии включают в ИНВ-1 правильные сведения и техпоказатели.

Неучтенное ОС, выявленное в ходе инвентаризации, чиновники требуют приравнивать к внереализационному доходу (п. 20 ст. 250 НК РФ) и начислять по нему впоследствии амортизацию в соответствии с рыночной стоимостью и фактическим износом, зафиксированным инвентаризационной комиссией. Сведения о стоимости ОС должны быть подтверждены документами или путем экспертизы (п. 10.3 ПБУ 9/99).

ВНИМАНИЕ! Амортизационную премию по обнаруженным в ходе инвентаризации неучтенным ОС применять нельзя.

Инвентаризация имущества организации и ее оформление

Итоги инвентаризации фиксируются в ведомости по форме ИНВ-26.

Главным образом ее проводят для того, чтобы убедиться в реальности ситуации, представленной в бухгалтерской документации. Это позволяет избежать появления внезапных проблем с контролирующими службами. Дополнительными задачами можно назвать:

  1. Проверку качества, особенно если дело касается оптовых или розничных продаж. Товары должны быть правильно упакованы, иметь привлекательный внешний вид, соответствовать установленным требованиям реализации.

  2. Возможность обнаружить недостачу и выявить ее причину.

  3. Отслеживание всех активов фирмы с момента поступления в распоряжение и при каждом дальнейшем перемещении.

  4. Контроль правильности хранения и использования.

РАСПИСКА

К началу проведения инвентаризации все расходные и приходные документы на товарно-материальные ценности сданы в бухгалтерию и все товарно-материальные ценности, поступившие на мою (нашу) ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход.

Материально ответственное(ые) лицо(а):
_________ _______ ______________________
должность подпись расшифровка подписи
_________ _______ ______________________
должность подпись расшифровка подписи

Аналогичные расписки дают и лица, имеющие подотчетные суммы на приобретение (или доверенности на получение) имущества.

Таким образом, полнота передачи первичных документов подтверждается расписками материально ответственных лиц, а также расписками держателей подотчетных сумм или доверенностей на получение материальных ценностей.

Если в организации отсутствует материально ответственное лицо, то им является руководитель организации.

Грубейшей ошибкой является заполнение инвентаризационных описей со слов материально ответственных лиц.

После проведения всех необходимых подготовительных мероприятий производится опись имущества и обязательств, то есть их вещественная и документальная проверки.

Вещественная и документальная проверки осуществляются, как правило, сплошным методом, то есть пересчитываются абсолютно все товары и ценности.

Обращаем внимание читателей журнала на то, что проведение описи имущества и обязательств начинают с получения последнего на момент инвентаризации товарного отчета со всеми документами, отчета о движении денежных средств и расписки от материально ответственного лица.

Члены инвентаризационной комиссии в присутствии материально ответственного лица (лиц) пересчитывают (взвешивают, обмеривают) имущество и составляют инвентаризационные описи.

После проверки фактического наличия материальных ценностей составляются акты инвентаризации и инвентаризационные описи. Причем основной формой первичной документации для учета результатов вещественной инвентаризации является инвентаризационная опись, а для учета документальной инвентаризации – акт инвентаризации.

Формы инвентаризационных описей и актов инвентаризации утверждены Постановлением Госкомстата России N 88.

————————————————T——————¬
¦ Наименование документа ¦ Номер формы ¦
L———————————————- ——————
Инвентаризационная опись основных средств ИНВ-1
Инвентаризационная опись нематериальных ИНВ-1а
активов
Инвентаризационная опись товарно-материальных ИНВ-3
ценностей
Акт инвентаризации товарно-материальных ИНВ-4
ценностей отгруженных
Инвентаризационная опись товарно-материальных ИНВ-5
ценностей, принятых на ответственное хранение
Акт инвентаризации товарно-материальных ИНВ-6
ценностей, находящихся в пути
Акт инвентаризации драгоценных металлов ИНВ-8
и изделий из них
Инвентаризационная опись драгоценных металлов, ИНВ-8а
содержащихся в деталях, полуфабрикатах,
сборочных единицах (узлах), оборудовании,
приборах и других изделиях
Акт инвентаризации драгоценных камней, ИНВ-9
природных алмазов и изделий из них
Акт инвентаризации незаконченных ремонтов ИНВ-10
основных средств
Акт инвентаризации расходов будущих периодов ИНВ-11
Акт инвентаризации наличных денежных средств ИНВ-15
Инвентаризационная опись ценных бумаг ИНВ-16
и бланков документов строгой отчетности
Акт инвентаризации расчетов с покупателями, ИНВ-17
поставщиками и прочими дебиторами
и кредиторами
——————————————————————

Вышеуказанные инвентаризационные описи и акты инвентаризации, составленные по соответствующим типовым унифицированным формам, являются первичными учетными документами.

При заполнении соответствующих граф инвентаризационных описей и актов инвентаризации указывается денежная оценка каждого вида имущества и обязательств по данным первичных документов и регистров бухгалтерского учета.

Ошибки, допущенные при заполнении инвентарных описей, исправляются во всех экземплярах описей следующим образом: неправильные записи зачеркиваются одной линией и над ними проставляются правильные цифры. Исправления должны быть согласованы со всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами и подписываются ими.

Инвентаризация имущества организации и ее оформление

В инвентаризационных описях и актах инвентаризации не должны оставаться незаполненные строки (во всех оставшихся незаполненными строках описи или акта должны быть поставлены прочерки).

На последней странице инвентаризационной описи делается отметка о проверке цен и подсчете итогов за подписями лиц, производивших проверку.

Инвентаризационные описи подписываются всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами.

Если после проведения инвентаризации материально ответственные лица обнаружат ошибки в инвентаризационных описях, следует немедленно (до открытия склада) заявить об этом председателю комиссии. Инвентаризационная комиссия осуществляет проверку вышеуказанных фактов и в случае их подтверждения производит исправление выявленных ошибок в установленном порядке.

Затем инвентаризационные описи передаются в бухгалтерию, где производится сравнение данных учета и данных инвентаризации и составляется сличительная ведомость.

Сличительная ведомость результатов инвентаризации основных средств (форма N ИНВ-18);

Сличительная ведомость результатов инвентаризации товарно-материальных ценностей (форма N ИНВ-19).

Инвентаризация имущества организации и ее оформление

В конце отчетного года результаты всех проведенных инвентаризаций обобщаются в Ведомости учета результатов, выявленных инвентаризацией (форма N ИНВ-26).

До составления сличительных ведомостей и определения результатов инвентаризации бухгалтерия организации должна тщательно проверить правильность всех подсчетов, приведенных в инвентаризационных описях.

Затем полученные сведения заносятся в сличительные ведомости, в которых проводится сравнение фактических сведений с данными бухгалтерских документов.

Обнаруженные расхождения фиксируются в проекте акта инвентаризации, к которому прилагается бухгалтерская справка с указанием возможных направлений списания выявленных недостач:

  • на хищения;
  • на стихийные бедствия;
  • на порчу при хранении вследствие халатности виновных лиц.

При составлении сличительных ведомостей необходимо учитывать пересортицу товарно-материальных ценностей (недопустимо учитывать товары одного сорта в составе другого сорта), суммовые разницы, образовавшиеся в результате пересортицы, и произвести списание потерь в пределах норм естественной убыли.

Суммы излишков и недостач товарно-материальных ценностей указываются в сличительных ведомостях в соответствии с их оценкой в бухгалтерском учете.

Для оформления результатов инвентаризации могут применяться единые регистры, в которых объединены показатели инвентаризационных описей и сличительных ведомостей.

Инвентаризация имущества организации и ее оформление

На ценности, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете (находящиеся на ответственном хранении, арендованные, полученные для переработки), составляются отдельные сличительные ведомости.

Владельцам этих ценностей предоставляется справка о результатах инвентаризации с приложением копии инвентаризационной описи.

Проводки при инвентаризации ОС: пример

Компания ООО «Сигма» перед годовой отчетностью провела инвентаризацию основных средств. В результате сличения учетных и фактических данных выявили:

  • недостачу станка гидравлического покупной стоимостью 42 тыс. руб. (28 тыс. руб. остаточная стоимость и 14 тыс. руб. амортизация);
  • недостачу ноутбука (виновное лицо Самохина Л. Е.) стоимостью 52 тыс. руб. (36 тыс. руб. остаточная стоимость и 16 тыс. руб. амортизация);
  • излишки насоса гидравлического рыночной стоимостью 45 тыс. руб.

Дт

Кт

Сумма (тыс. руб.)

Описание проводки

Документы

  1. 1.       Для учета недостачи без виновных лиц

01 выбытие

01

42

Списана первоначальная стоимость станка гидравлического

Акт о списании объекта ОС по форме ОС-4

02

01 выбытие

14

списана амортизация станка гидравлического

Бухгалтерская справка

94

01 выбытие

28

Списана остаточная стоимость станка гидравлического

91

94

28

Убыток от списания станка

  1. 2.       Для учета недостачи с виновными лицами

01 выбытие

01

52

Списана первоначальная стоимость ноутбука

Акт о списании объекта ОС по форме ОС-4

02

01

16

Списана амортизация ноутбука

Бухгалтерская справка

94

01 выбытие

36

Списана остаточная стоимость ноутбука

73

94

36

Недостача отнесена на счет Самохиной Л. Е.

73

98.4

16

Разница между остаточной стоимостью ноутбука и рыночной стоимостью

70

73

52

Стоимость ноутбука удержана из зарплаты Самохиной Л. Е.

ВНИМАНИЕ! Удержать сумму ущерба, причинного недостачей, из зарплаты сотрудника можно в рамках лимита — не более 20% месячной зарплаты (ст. 138 ТК РФ).

Согласно п.36 Методических рекомендаций по бухучету ОС, утвержденных приказом Минфина от 13.10.2013 №91н, неучтенные объекты ОС, выявленные в ходе ревизии, учитываются на счетах учета ОС по рыночной стоимости. Поэтому принять на учет насос гидравлический следует проводкой:

  • Дт 08 Кт 91 — оприходован насос гидравлический, обнаруженный в ходе инвентаризации;
  • Дт 01 Кт 08 — насос гидравлический введен в эксплуатацию

Итоги

Инвентаризация имущества организации и ее оформление

Инвентаризация ОС — обязательная процедура, которая позволяет компании контролировать собственное имущество. Еще одна причина, по которой фирма должна быть заинтересована в проведении проверок фактического наличия имущества — штрафы за ошибки в учете. Если налоговики сами в ходе проверки компании обнаружат неучтенное имущество, то это означает искажение статьи бухотчетности.

О том, какие штрафы ожидают компанию за ошибки в учете и как правильно их исправить, читайте в материале «Способы исправления в бухгалтерском учете и отчетности».

Если у вас остались нерешенные вопросы, ответы на них вы можете найти в КонсультантПлюс.

Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Какие формы документов используются при описи

  1. ИНВ-1 – используется при ревизии основных материально-технических средств компании. Составляется в двух экземплярах на каждое место складирования собственности. Готовится отдельно для разных видов имущества: производственного и непроизводственного, собственного и взятого в аренду.
  2. ИНВ-3 – хранит информацию о материальных ценностях, запасах, ресурсах, которыми располагает конкретный объект.
  3. ИНВ-5 – во многом схожа с предыдущим нормативным актом, но оформляется для имущества, взятого на ответственное хранение.
  4. ИНВ-6 – заполняется в отношении собственности, которая уже была закуплена, но еще находится на стадии перевозки к месту складирования или использования.
  5. ИНВ-11 – здесь фиксируются данные о финансах, которые будут затрачены в течение следующих нескольких лет или месяцев.
  6. ИНВ-15 – прописывается при учете наличных денежных средств.

Все перечисленные выше бланки заполняются комиссией в ходе описи.

5.2. Инвентаризация расчетов

При инвентаризации проверяются расчеты:

  • с кредиторами по кредитам;
  • с бюджетом по налогам и сборам и с внебюджетными фондами по взносам;
  • с покупателями и поставщиками;
  • с работниками, в том числе с подотчетными лицами;
  • с другими дебиторами и кредиторами.

Для проведения такой проверки необходимы регистры бухгалтерского учета по счетам расчетов, первичные документы, оформляющие хозяйственные операции по счетам расчетов, акты сверки.

При инвентаризации подотчетных сумм проверяются отчеты подотчетных лиц по выданным авансам с учетом их целевого использования, а также суммы выданных авансов по каждому подотчетному лицу (даты выдачи, целевое назначение).

Прежде всего устанавливается, представило ли подотчетное лицо в бухгалтерию авансовый отчет об израсходованных суммах по истечении срока, на который аванс был выдан. При проверке отчетов комиссия проверяет наличие первичных документов, подтверждающих расходы, произведенные подотчетным лицом.

В ходе инвентаризации расчетов с персоналом по прочим операциям проверяется полнота отражения в бухгалтерском учете сумм займов, предоставленных работникам, а также выявление задолженности по оплате процентов и погашению займов. Проверяются также расчеты по возмещению материального ущерба, причиненного работниками в результате брака, недостач и хищений денежных и материальных ценностей.

Инвентаризация имущества организации и ее оформление

По задолженности работникам организации выявляются невыплаченные суммы по оплате труда, подлежащие перечислению на счет депонентов, а также суммы и причины возникновения переплат работникам.

Пример 3. В процессе инвентаризации расчетов по состоянию на 31 декабря 2006 г. в организации было выявлено наличие депонентской задолженности в сумме 2500 руб. с истекшим в марте 2006 г. сроком исковой давности (три года).

Инвентаризация расчетов показала, что организация нарушила требования бухгалтерского и налогового законодательства, что привело к занижению налогооблагаемой базы по налогу на прибыль. Поэтому в данной ситуации бухгалтеру организации необходимо было внести в учет исправления, сдать в налоговую инспекцию уточненные расчеты по прибыли за I квартал 2006 г., произвести доплату налога и пени.

В соответствии с п. 73 Положения по ведению бухгалтерского учета расчеты с дебиторами и кредиторами отражаются каждой стороной в своей бухгалтерской отчетности в суммах, вытекающих из бухгалтерских записей и признаваемых ею правильными.

Таким образом, даже если в бухгалтерском учете обязательства у контрагентов будут отражены в различных суммах, организация вправе настаивать при проведении сверки на правильности своих записей и ей совсем не обязательно приводить свои данные в соответствие с данными поставщика (подрядчика).

Только если по итогам сверки ошибочность данных будет доказана другой стороной и с этим согласится сама организация, бухгалтерские записи могут быть приведены в соответствие с реально оказанными объемами услуг (выполненных работ, поставленной продукции) с учетом наличия правильно оформленных первичных учетных документов.

В соответствии с п. 3.44 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств инвентаризация расчетов с банками и другими кредитными учреждениями по ссудам, расчетов с бюджетом, с покупателями, поставщиками, подотчетными лицами, работниками, депонентами, другими дебиторами и кредиторами заключается в проверке обоснованности сумм, числящихся на счетах бухгалтерского учета.

Таким образом, инвентаризация расчетов с поставщиками (подрядчиками) и покупателями (заказчиками) заключается в проверке обоснованности сумм, числящихся на счетах 60 “Расчеты с поставщиками и подрядчиками”, 62 “Расчеты с покупателями и заказчиками”, 76 “Расчеты с разными дебиторами и кредиторами” и на других счетах учета.

Для этого составляются акты сверки расчетов с контрагентами, в которых указываются дата и номер документов на отгрузку, стоимость товаров (работ, услуг), сумма НДС, а также суммы оплаты и реквизиты платежных документов.

Учитывая, что целью инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженностей является подтверждение данных бухгалтерской отчетности и бухгалтерского учета, акты сверки составляются по состоянию на отчетную дату. Данные годовой бухгалтерской отчетности должны подтверждать остатки, выведенные по состоянию на 1 января следующего года, а потому фактически сверка расчетов в составе годовой обязательной инвентаризации может быть осуществлена только в январе 2007 г.

Обязательность оформления направленных актов сверки другой стороной законодательством не установлена. Кроме того, часть актов сверки организация может и не получить от контрагента вплоть до оформления бухгалтерской отчетности.

Однако этого и не требуется. Как отмечалось выше, согласно п. 73 Положения по ведению бухгалтерского учета организация имеет право самостоятельно признавать свои расчеты правильными.

Итоги инвентаризации (сверки) расчетов оформляются актом инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (форма N ИНВ-17).

В отдельном порядке по графам 4, 5 и 6 формы N ИНВ-17 приводятся сведения о задолженности, подтвержденной дебиторами (графа 4), не подтвержденной дебиторами (графа 5), а также о задолженности с истекшим сроком исковой давности (графа 6).

Не подтвержденные контрагентами суммы задолженности по причине неполучения от них актов сверки заносятся в графу 5 акта по форме N ИНВ-17.

Для подтверждения данных, приведенных в форме N ИНВ-17, составляется справка к акту инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (Приложение к форме N ИНВ-17); оформление (составление) данной справки является обязательным в соответствии со ст. 9 Закона N 129-ФЗ.

Сроки оформления и представления оформленных инвентаризационных документов определяются в каждой конкретной организации Приказом (постановлением, распоряжением) о проведении инвентаризации (форма N ИНВ-22) или утвержденным в установленном в организации порядке планом проведения инвентаризации.

Инвентаризация проводится в присутствии лица, ответственного за ведение документов по расчетам с контрагентами. Если ответственный работник отсутствует, выверка сумм и документов осуществляется без него; на результаты инвентаризации это не влияет. В то же время отсутствие одного из членов комиссии в момент инвентаризации дает основание считать ее результаты недействительными.

Читателям журнала следует учитывать, что реальными сроками для получения от контрагентов и согласования актов сверки являются конец января – февраль 2007 г.

Если по состоянию на установленную дату какие-либо суммы задолженности, отраженные по счетам учета, не будут подтверждены актами сверки, рекомендуем их отражать как неподтвержденные по графе 5 акта по форме N ИНВ-17.

Инвентаризация расчетов с кредиторами заключается в проверке данных учета, числящихся на счетах 66 “Расчеты по краткосрочным кредитам и займам” и 67 “Расчеты по долгосрочным кредитам и займам”. По полученным кредитам проверяются наличие и содержание договоров банковского кредита, их целевое использование, своевременность и правильность отражения в учете получения и погашения кредитов, правильность отражения процентов за пользование заемными средствами.

На конец года осуществляется сверка остатков на расчетном счете в банке. Банк представляет организации акт сверки остатков денежных средств на 1 января следующего года (в двух экземплярах). В подтверждение вышеуказанного остатка денежных средств руководитель и главный бухгалтер организации подписывают оба экземпляра акта и заверяют печатью организации. Один экземпляр акта сверки возвращается в банк, а второй подшивается с инвентаризационными документами.

При инвентаризации расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами осуществляется сверка данных бухгалтерского учета по счетам 68 “Расчеты по налогам и сборам” и 69 “Расчеты по социальному страхованию и обеспечению” с суммами налогов, исчисленных в декларациях, а также с суммами, перечисленными в уплату налогов и сборов. Кроме того, по не уплаченным в срок налогам необходимо проверить исчисление пеней и их уплату.

Для проведения сверки расчетов с бюджетом по налогам, сборам и взносам Приказом ФНС России от 04.04.2005 N САЭ-3-01/138@ утверждены формы документов, которыми оформляется результат сверки, и методические указания по заполнению этих форм. Налоговый инспектор формирует в двух экземплярах акт сверки расчетов налогоплательщика с бюджетом по формам N 23 (полная), N 23-а (краткая), а также справку о состоянии расчетов налогоплательщика с бюджетом по федеральным, региональным и местным налогам по формам N 39-1, N 39-1ф на основе данных налогового органа.

В случае отсутствия в форме N 23-а (краткая) расхождений данных налогового органа с данными налогоплательщика документ подписывается налогоплательщиком и должностным лицом отдела по работе с налогоплательщиками, оформившим его. Кроме того, оба экземпляра документа визирует начальник отдела по работе с налогоплательщиками.

Первый экземпляр акта сверки вручается налогоплательщику или передается для отправки заказным отправлением с уведомлением. При наличии расхождений между данными налогоплательщика и налогового органа инспектор осуществляет сверку расчетов налогоплательщика с бюджетом по данным налогового органа с данными первичных документов налогоплательщика для устранения причины возникновения разногласий.

Для выявления и фиксирования причин расхождения оформляется акт сверки по форме N 23 (полная). После исправления ошибок формируется акт сверки расчетов с бюджетом в двух экземплярах по форме N 23-а (краткая) с учетом внесенных изменений, затем один из экземпляров с подписями налогоплательщика и инспектора передается налогоплательщику.

В случае снятия налогоплательщика с учета и его постановки на учет в другом налоговом органе акт сверки по форме 23-а (краткая) составляется в трех экземплярах:

  • первый экземпляр передается налогоплательщику;
  • второй экземпляр хранится в налоговом органе по месту проведения сверки расчетов;
  • третий экземпляр направляется в налоговый орган по новому месту постановки на учет.

5.3. Инвентаризация дебиторской и кредиторской задолженности по НДС

С 1 января 2006 г. организации перешли на начисление НДС методом “по отгрузке” согласно Федеральному закону от 22.07.2005 N 119-ФЗ “О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах” (далее – Закон N 119-ФЗ).

По состоянию на 1 января 2006 г. организации – плательщики НДС были обязаны провести инвентаризацию дебиторской и кредиторской задолженности по состоянию на 31 декабря 2005 г. включительно (п. 1 ст. 2 Закона N 119-ФЗ).

По результатам инвентаризации определялись дебиторская задолженность за реализованные, но не оплаченные до 1 января 2006 г. товары (работы, услуги), имущественные права и кредиторская задолженность за неоплаченные товары (работы, услуги), имущественные права, принятые к учету до 1 января 2006 г.

Налоговые органы рекомендовали оформить результаты инвентаризации дебиторской задолженности справкой, приведенной в Приложении N 1 к Письму ФНС России от 27.01.2006 N ММ-6-03/85@, а кредиторскую задолженность отразить в справке по форме, приведенной в Приложении N 2 к этому Письму.

Но так как регламент проведения инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности, а также формы документов, которыми оформляются ее результаты, налоговыми нормативными документами не установлен, то, по нашему мнению, в данном случае можно воспользоваться формами, применяемыми при инвентаризации в бухгалтерском учете.

Обращаем внимание читателей журнала на то, что в форме N ИНВ-17 не предусмотрено выделение НДС в составе кредиторской и дебиторской задолженности.

В данной ситуации считаем возможным в форме N ИНВ-17 (акт инвентаризации расчетов) и Приложении к форме N ИНВ-17 (справка к акту) дополнить соответствующие графы строкой “в том числе НДС” в соответствии с Порядком применения унифицированных форм первичной учетной документации, утвержденным Постановлением Госкомстата России от 24.03.

1999 N 20, согласно которому в унифицированные формы первичной учетной документации (кроме форм по учету кассовых операций), утвержденные Госкомстатом России, организация может вносить дополнительные реквизиты. При этом все реквизиты утвержденных Госкомстатом России унифицированных форм первичной учетной документации остаются без изменения, включая код, номер формы, наименование документа.

Удаление отдельных реквизитов из унифицированных форм не допускается. Вносимые изменения должны быть оформлены соответствующим организационно-распорядительным документом организации. Форматы бланков, указанных в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, являются рекомендуемыми и могут изменяться.

Согласно неофициальным разъяснениям представителей налоговых ведомств налоговый орган может истребовать у налогоплательщика при проведении камеральных налоговых проверок налоговых деклараций по НДС, представленных после 1 января 2006 г., результаты инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности для их применения при проведении контрольных мероприятий;

Таким образом, по нашему мнению, инвентаризацию необходимо было провести в разрезе поставщиков (покупателей) и отразить ее результаты в акте инвентаризации расчетов, а внутри поставщиков (покупателей) – в разрезе счетов-фактур и отразить ее результаты в справке к акту инвентаризации расчетов.

Переходный период для налогоплательщиков, которые применяли до 2005 г. метод “по оплате” и у которых были отгруженные, но не оплаченные товары, работы, услуги и имущественные права, должен продлиться до 1 января 2008 г. Поэтому у организаций могли остаться на 31 декабря 2006 г. дебиторская задолженность и кредиторская задолженность, выявленные по результатам инвентаризации.

Налогоплательщики, которые определяли в 2005 г. налоговую базу для исчисления НДС “по оплате”, в 2006 г. после поступления денежных средств списывали дебиторскую задолженность со счета 62 “Расчеты с покупателями и заказчиками”, а суммы НДС – со счета 76, субсчет “НДС по реализованным, но не оплаченным товарам, работам и услугам”.

Возможно, что до конца 2006 г. в организацию поступила не вся сумма дебиторской задолженности, выявленной по результатам инвентаризации на 1 января 2006 г. В этом случае на момент формирования отчета за 2006 г. должны быть проверены остатки по счетам 62 и 76, субсчет “НДС по реализованным, но не оплаченным товарам, работам и услугам”. Суммы НДС переходного периода целесообразно учитывать на отдельном субсчете счета 62.

Организации, которые применяли налоговую базу для исчисления НДС “по отгрузке”, произвели вычеты сумм НДС, принятых к учету до 1 января 2006 г., в течение I полугодия 2006 г. равными долями. Поэтому у них не должно быть остатка по дебету счета 19 “Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям” на 31 декабря 2006 г.

Те же налогоплательщики, которые применяли до 2006 г. метод “по оплате”, вычитали НДС в 2006 г. только после оплаты кредиторской задолженности, выявленной по результатам инвентаризации. У них может образоваться остаток по дебету счета 19 и на момент формирования годовой бухгалтерской отчетности за 2006 г.

Учесть кредиторскую задолженность и НДС в составе предъявленной, но не оплаченной кредиторской задолженности, подлежащий налоговому вычету после оплаты, рекомендуем на отдельных субсчетах счетов 60 и 19.

В ст. 3 Закона N 119-ФЗ предусмотрен особый порядок налогообложения в отношении капитальных вложений, произведенных до 1 января 2006 г.

В связи с этим остаток на 31 декабря 2006 г. по дебету счета 19 может быть у организаций:

  1. если они проводили капитальное строительство до 1 января 2006 г. и у них в учете отражались суммы НДС, предъявленные организациям подрядными организациями (заказчиками-застройщиками) и уплаченные им при проведении капитального строительства, которые не были приняты к вычету до 1 января 2005 г. При этом соответствующие объекты завершенного капитального строительства, использовавшиеся для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения, не были приняты на учет или не были реализованы в 2006 г.;
  2. если они проводили строительно-монтажные работы для собственного потребления до 1 января 2006 г. и у них в учете отражались суммы НДС, предъявленные организациям по товарам (работам, услугам), приобретенным налогоплательщиком для выполнения строительно-монтажных работ для собственного потребления и уплаченные им при проведении строительно-монтажных работ, которые не были приняты к вычету до 1 января 2005 г. При этом соответствующие объекты завершенного капитального строительства, использовавшиеся для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения, не были приняты на учет или не были реализованы в 2006 г.;
  3. если они не уплатили суммы НДС, начисленные при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления, выполненных с 1 января 2005 г. по 31 декабря 2005 г. (включительно), в соответствии со ст. 173 НК РФ. Отметим, что моментом определения налоговой базы по таким строительно-монтажным работам для собственного потребления признавалось 31 декабря 2005 г. (п. 6 ст. 3 Закона N 119-ФЗ).

Правила реализации процедуры

Порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств организации фактически определяется нормативными документами и установленными требованиями. Поэтому до начала мероприятия, во время его реализации и даже после окончания должны быть выполнены конкретные шаги. Выделим 5 основных этапов:

  1. Формирование группы из числа сотрудников фирмы, которые будут отвечать за процесс.
  2. Подготовка и сбор необходимой документации.
  3. Непосредственно опись имеющейся собственности.
  4. Сверка полученных данных и бухгалтерских отчетов.
  5. Ознакомление руководства с результатами.

Решение о том, на что повлияет процедура, будут ли приняты какие-то меры, принимаются только после прохождения всех шагов, даже если недостача становится очевидна гораздо раньше. Рассмотрим все этапы проведения инвентаризации имущества более подробно.

Приказ о ревизии

В первую очередь должен быть подготовлен внутренний документ компании, в котором указываются где, когда и в отношении каких материально-технических средств проводится проверка. Он может быть подготовлен в форме письменного распоряжения, постановления или другого нормативно-правового акта.

Частные предприятия обычно обходятся простым приказом, тогда как государственные – руководствуются иными бумагами. Кроме уже указанных выше сведений, сюда включается информация о лицах, ответственных за мероприятие.

Состав группы служащих, на которых возлагается обязанность по инвентаризации имущества предприятия, всегда однороден, поскольку регулируется установленными государством нормами и требованиями. В нее включаются:

  1. Представители администрации, к примеру, заместитель директора.
  2. Главный бухгалтер или человек, исполняющий его обязанности.
  3. Руководители структурных подразделений, в которых будет проводиться опись.
  4. Специалисты, работающие в организации. Они должны обладать достаточной квалификацией, чтобы подтвердить качество той или иной собственности, определить разницу между двумя схожими типами товаров.
  5. Независимые эксперты или приглашенные аудиторы.

Каждый член комиссии прописывается в приказе еще до начала процедуры. Выполнять ревизию в отсутствии хоть одного из них недопустимо, а замена возможна только с оформлением новой документации.

Лица, официально несущие ответственность за сохранность материально-технических средств, не допускаются до участия. Это исключает возможность подтасовки результатов, утаивания важной информации.

Поскольку инвентаризация имущества проводится учреждением в соответствии с имеющимися документами, еще на подготовительном этапе должны быть подготовлены приходно-расходные акты, предыдущие отчеты и прочие бумаги, позволяющие в полной мере представить картину имеющейся собственности, денежных средств, обязательств. Их передают членам комиссии для ознакомления.

После получения перечисленных выше бумаг с ответственных лиц берется расписка о том, что необходимая документация предоставлена своевременно и в полном объеме. Это позволяет определить наличие всей собственности, в отношении которой проводится проверка.

Таким образом, группа ответственных сотрудников определяет список активов, которые должны быть проверены, поскольку в отношении них был издан приказ о ревизии, а документы подтвердили, что вещи исправны, находятся в конкретном месте или используются по назначению.

Процедура реализуется только в присутствии всех причастных к ней людей. Если кто-то из них не может присутствовать на проверке, она переносится на другое время. Это обусловлено тем, что каждый из членов комиссии обладает уникальными знаниями и навыками, без которых невозможно составить правильный отчет.

Сама же процедура выполняется вручную, из-за чего тратится много сил, а целый ряд ведущих специалистов в это время не может заниматься непосредственными обязанностями. Ускорить процесс позволяют программы для инвентаризации собственного имущества, приобрести которые можно в компании «Клеверенс».

«Учет имущества» — система, подходящая для того, чтобы полностью  автоматизировать управленческий учета имущества в компаниях и организациях (конфигурация для «1С:Предприятия» 8.3). Подходит для:

  • компании с большим количеством кабинетов и филиалов
  • инжиниринговые организации
  • учебные заведения
  • крупные холдинги
  • больницы и клиники
  • банки

«Драйвер инвентаризации основных средств»  — драйвер позволяет проводить быструю инвентаризацию, учитывать штрихкоды и RFID, выдачу, возврат, внутренние перемещения имущества, а также вести учет уникальных единиц (ОС) и материалов, МОЛ, организаций, складов, помещений.

Эти продукты позволяют учитывать как уникальные объекты собственности, так и большое число однотипных. Современные технологии делают процесс максимально простым и быстрым, что сокращает время ревизии. Это позволяет оперативно получить итоговый отчет и предпринять необходимые меры при обнаружении проблем.

Фиксация данных, полученных в ходе описи, проводится в соответствии с установленными нормами и требованиями, как и все прочие этапы работы. Унифицированные образцы актов инвентаризации имущества могут касаться разных групп собственности:

  1. Основных средств.
  2. Товарно-материальных ценностей, в том числе принятых на ответственное хранение.
  3. Активов, еще находящихся в пути к месту использования.
  4. Денежных средств.

Некоторые компании предпочитают разрабатывать свои нормативные акты, но большинство пользуются теми, что подготовил Госкомстат, поскольку в них указываются все требующиеся реквизиты.

Итоговые ведомости

После того как получены окончательные результаты проверки, они приводятся в документальный вид для дальнейшего использования. Формируются бумаги, в которых указываются выявленные расхождения между тем имуществом, которое реально было зафиксировано в ходе ревизии, и активами, о которых говорилось в бухгалтерских отчетах.

Результат сравнения может быть как положительным, когда обнаружен излишек, так и отрицательным – недостача. В ведомости определяется не только наименование и количество материально-технических средств, но и их цена. Руководитель, ознакомившись с полученными сведениями, принимает решение о том, каким образом список должен быть приведен в соответствии с официальными данными.

Если никаких проблем не обнаружено, составляется простой итоговый отчет, который позднее используется бухгалтерами при оформлении акта по итогам годовой деятельности. На этом этапе проверка завершается до нового приказа или постановления.

Собственная или независимая инвентаризация: что лучше

Плюсы и минусы есть у обоих вариантов. Если говорить об организации процедуры собственными силами фирмы, необходимо учесть, что важные специалисты, которые займут место в комиссии, вынуждены будут тратить свое рабочее время именно на это мероприятие, оставив прочие обязанности. Если предполагается, что процесс будет длительным, гораздо проще позаботиться о привлечении группы проверяющих со стороны.

Заинтересованные лица гарантированно проведут объективную оценку, не утаив каких-либо проблем, фактов хищения и так далее. Однако мнение некоторых компаний гласит, что посторонние лица не смогут разобраться в тонкостях оцениваемого имущества, например, на строительном производстве.

Оптимально было бы совместить оба варианта, пригласив как своих сотрудников, вызывающих полное доверие, так и аудиторов из других фирм. Упростить их работу поможет автоматизация описи с использованием современных технических средств.

Заключение

Мы рассказали все об инвентаризации имущества и подробно описали, что это такое. Процедура позволяет всегда быть в курсе того, в каком состоянии находятся важные активы. Ускорить и упростить процесс достаточно просто. Необходимо только модернизировать его, применяя современные технические средства и программы. Помощь в выборе оборудования и софта окажут специалисты и менеджеры компании «Клеверенс».

Количество показов: 1238

Оцените статью
Добавить комментарий