Цифровые технологии и различные гаджеты сделали жизнь современного человека намного проще. Причем это касается всех сфер его деятельности. Однако стоит учитывать, что инновационные технологии несут не только пользу, но и вред человеку, особенно это касается подростков. Это объясняется тем, что данная возрастная категория вместо живого межличностного общения предпочитает общение в социальных сетях интернета. Поэтому, чтобы направить школьников в нужное русло, министерством образования РФ было принято решение ввести устный опрос по русскому языку, который с 2019 года будет переименован в итоговое собеседование.
Значение итогового собеседования
Если в 2019году итоговое собеседование по русскому языку будет добровольной процедурой, то в 2020году данная экзаменационная процедура охватит школы всех регионов Российской Федерации, и коснется всех выпускников 9-х классов без исключения. Кроме того, Рособрнадзором принято решение сделать такое собеседование своеобразным допуском к государственной итоговой аттестации. То есть, если ученик не набрал необходимое количество баллов, то он не получит по устному опросу зачет, а значит не будет допущен к ОГЭ, и соответственно не получит аттестат.
Введение обязательного итогового собеседования по мнению представителей Рособрнадзора позволит усилить коммуникативную направленность в образовании школьников. Что в свою очередь будет способствовать развитию личности каждого ученика в отдельности, а именно:
- Находить общий язык с окружающими людьми.
- Без помощи других решать проблемные вопросы.
- Правильно выражать свои мысли.
- Самостоятельно обучаться, и осваивать различные профессии.
Все вышеперечисленные аспекты в первую очередь предусматривают грамотное развитие речи учеников. Получается, что основной целью итоговой аттестации по русскому языку заключается в стимулировании школьников к более детальному изучению русского языка (говорению, писанию, чтению и слушанию).
Регламент проведения собеседования
Оценивание устного экзамена по русскому языку в 2020году будет производиться специально назначенной комиссией, в состав которой будут входить преподаватели школы, и представители муниципальных образовательных ведомств. При этом оценка знаний каждого отдельного ученика будет производиться по специально разработанной Рособрнадзором шкале. В конечном результате если выпускник набирает больше 10баллов, то он получает зачет, и допускается к предстоящему ОГЭ, а если меньше, то незачет.
Также стоит учитывать, что точные даты проведения итоговых собеседований по русскому языку еще не определены. Однако есть официальная информация, что основная часть девятиклассников будет экзаменована во второй декаде февраля, дополнительная – после 15 марта, и остаточная — в первой декаде мая. Получается, что школьники, которые по уважительной причине не смогли попасть в основную часть экзаменуемых, или попали, но получили незачет, будут проходить собеседование в дополнительный день. То же самое касается и остаточную часть учеников. Выходит, что каждый выпускник имеет полное право проходить устную аттестацию не больше трех раз за учебный год.
Как утверждают специалисты образовательных ведомств, результат устного собеседования будет зависеть от качества выполнения учеником, предложенных заданий. На 2020год запланировано четыре устных задания, на выполнение которых согласно регламенту будет отведено ровно пятнадцать минут.
Задания устного собеседования в 2020году
Каждая отдельная задача итогового собеседования по русскому языку будет иметь свое регламентированное время на выполнение, свои условия, нюансы оценивания, и рекомендации по предварительной подготовке.
Задание №1
Ученику нужно будет прочитать вслух предложенный литературный тест (отрывок из произведения). В данном задании будет оцениваться темп чтения, интонация, и правильность поставленных ударений в словах. На выполнение данного задания регламентом будет отведено две минуты.
Для получения положительного результата по первому заданию, ученикам необходимо будет прислушаться к следующим рекомендациям преподавателей:
- Обращать особое внимание на слова, над которыми стоит ударение.
- Правильно произносить имена и фамилии героев произведения, и литературные термины.
- Грамотно проговаривать слова публицистической и научной направленности.
- Правильно склонять числительные.
Задание №2
В данном случае девятикласснику будет поставлена задача, пересказать определенный текст, в котором обязательно должны присутствовать цитаты. Оценивание пересказа будет осуществляться по следующим критериям:
- Сохранение всех основных микротем, предусмотренных исходным текстом.
- Отсутствие фактических ошибок касательно понимания предложенного текста.
- Логичность и последовательность пересказа.
- Отсутствие ошибок в изложении цитат.
На пересказ ученику будет даваться 60 секунд. Также стоит учитывать, что правильность формирования грамотной речи 1-го и 2-го заданий будут оцениваться всеобще.
Задание №3
Представляет собой монологическое изречение, и содержит в себе несколько вариантов его выполнения. То есть, выпускнику на выбор предлагается:
- Описание. В данном случае он должен описать представленную фотографию или рисунок.
- Размышление. Здесь ученик должен ответить на поставленный ему вопрос. Причем ответ должен быть рассудительным, и иметь в своем содержание ответ «почему так, а не наоборот?».
- Повествование. Члены экзаменационной комиссии представляют девятикласснику наглядный материал, касаемо которого школьник будет обязан составить определенный текст.
На выполнение одного из выше-представленного варианта, ученику отводится одна минута на подготовку, и 3-и минуты на ответ. Оценивание задания осуществляется по трем критериям, это передача смысла, последовательность и вывод.
Все задания и варианты их выполнения будут содержаться в контрольно-измерительных материалах по собеседованию
Задание №4
Подразумевает умение ученика вести диалог. В данном случае член экзаменационной комиссии (собеседник) задает выпускнику три вопроса, предусмотренные КИМами. Такое задание оценивается по следующим параметрам:
- Умение доводить до переговорщика коммуникативные задачи.
- Навыки давать обоснованные ответы на все поставленные собеседником вопросы.
- Опыт учитывать условия разговорной речи в зависимости от ситуации.
- Способность задавать правильно сформулированные вопросы оппоненту.
- Уметь формулировать свое мнение.
Оценивание речевого формирования третьего и четвертого задания будет осуществляться совместно.
В итоге, если ученик, выполнивший все задания, и набравший 10 и более баллов, получает зачет, и соответственно допускается к основному государственному экзамену.
К концу 2019году на официальном сайте федерального института педагогических измерений будет опубликована демоверсия контрольно-измерительных материалов итогового собеседования для выпускников 2020года.