Перед новогодними каникулами всем ученикам 11-х классов предстоит написание итогового сочинения по литературе, которое станет допуском к сессии ЕГЭ. На сегодняшний день на сайте ФИПИ уже опубликована информация о направлениях и темах, которые могут быть вынесены на творческую работу. Предлагаем с ними детально ознакомиться.
Те, кому не удастся написать итоговое сочинение с первого раза или отсутствующие по уважительной причине, смогут написать работу в один из резервных дней:
- 5.02.2020;
- 6.05.2020.
Формат экзамена
Декабрьский экзамен по литературе старшеклассники будут писать в аудиториях своих образовательных заведений. Окончательные темы будут известны только тогда, когда все экзаменуемые займут свои места в классных комнатах — примерно за 15 минут до официального начала экзамена.
Длительность написания творческой работы составит 3 часа и 55 минут.
Ученикам будет предложено 5 тем на выбор (по одной для каждого из направлений):
- Война и мир (направление создано в честь 150-й годовщины великого романа Льва Толстого ).
- Надежда и отчаяние.
- Добро и зло.
- Гордость и смирение.
- Он и она.
По мнению многих экспертов, тема по произведению Льва Николаевича толстого «Война и мир» — это настоящий бонус для тех учеников, которые нашли силы и прочли данное произведение.
Сведение! Масштабных изменений касаемо требований к написанию итоговой творческой работы в 2020 году не будет. Актуальными будут изменения, которые были приняты в прошлом году.
При подготовке к сочинению следует обратить внимание на следующие требования:
- минимальное количество слов в сочинении составляет 250 слов, но педагоги рекомендуют отталкиваться от объема в 350 слов;
- суть сочинения должна четко раскрывать заданную тему (замена на тему с похожим смыслом запрещена);
- при написании необходимо ссылаться на литературное произведение;
- в тексте должно присутствовать точка зрения автора, его отношение к проблемы, заключение.
Для получения зачета нужно учесть хотя бы три первых пункта из вышеперечисленных.
Темы и направления
Для успешного написания итогового сочинения, которое станет первым экзаменом для 11-х классов, необходимо отработать все возможные направления творческой работы. Если вы считаете, что на подготовку всех пяти тем осталось слишком мало времени, то выберите две темы по своему усмотрению и хорошо проработайте именно их.
Почему стоит проработать две темы? В каждом направлении есть как простые и понятные темы, так и сложные, с особенностями и нюансами. В случае целенаправленной подготовки только одного направления существует вероятность того, что попадется одна из сложных тем, по которой придется написать сочинение.
Предлагаем подробно остановиться на каждом из направлений и возможных темах, которые могут попасться старшеклассникам на итоговом сочинении в 2019-2020 гг.. Так же предоставим список литературных источников, на который рекомендуют основываться опытные педагоги при подготовке к декабрьскому сочинению и выборе хороших аргументов.
Добро и зло
Данное направление не случайно получило первенство в данном списке. Если вы хотите, чтобы подготовка стала максимально простой, выберите рассуждение на тему добра и зла.
Простота состоит в том, что практически во всех литературных произведениях любого размера как отечественных, так и зарубежных авторов, раскрывается тема борьбы добра и зла. То есть, выбор аргументов не составит сложности.
Представляем список тем, которые ФИПИ может вынести на итоговое сочинение в текущем учебном году:
- Понятие добра: что это такое?
- Доброе — это субъективное или объективное понятие?
- Добрыми рождаются или становятся?
- Почему борьба добра и зла постоянно актуальна для всего человечества?
- Почему человечество не может отказаться от зла и жестокости?
- Как научиться прощать зло, которое причинили тебе другие?
- Какую роль в человеческой судьбе может сыграть зло, причиненное другим человеком?
- Может ли человек понять себя с помощью зла?
- Есть ли оправдание злу?
- Всегда ли зло причиняется намеренно?
- Способны ли злые люди делать добрые поступки?
- Почему старшее поколение так редко должным образом относится к добрым поступкам со стороны младшего поколения?
- Кто из русских литературных героев обладал безграничной добротой?
- Добрая правда Сони Мармеладовой: в чем ее суть?
- Каким образом Достоевский раскрывает тему добра и зла в своих литературных произведениях (привести пример на 1-2 произведениях)?
- Можно ли назвать статью героя романа «Преступление и наказание» Родиона Раскольникова проповедью зла?
- Раскройте смысл фразы в своем понимании: Злодейство носит много масок, и самая опасная – маска добродетели».
- Согласны ли вы со словами Сократа, что различать добро и зло — это высшая мудрость?
- Согласны ли вы с утверждением: «Триумф зла — бездействие доброго человека»?
- Согласны ли вы с высказыванием Шекспира, что путем зла не доходят до добра?
Номер | Произведение | Автор |
1 | Мастер и Маргарита | М. А. Булгаков |
2 | Капитанская дочка | А. С. Пушкин |
3 | Война и мир | Л. Н. Толстой |
4 | Судьба человека | М. А. Шолохов |
5 | Дурачок | Н. С. Лесков |
6 | Юшка | А. Платонов |
7 | Гарри Поттер | Дж. К. Роулинг |
8 | Властелин колец | Дж. Толкин |
9 | Песнь льда и огня | Дж. Мартин |
Надежда и отчаяние
Если вам легче рассуждать на тему психологических портретов героев и анализировать модель их поведения, то следует отдать предпочтение следующим темам при подготовке к написанию итогового сочинения в 2019-2020 году:
- Что такое надежда?
- Может ли быть надежда напрасной?
- Если человек потерял надежду, значит ли это, что он сдался?
- Что в вашем понимании пустые надежды?
- Почему надежда по своему характеру может быть расточительной?
- Ваше отношение к высказыванию Александра Дюма-отца: «Вся жизненная мудрость заключена в двух словах: ждать и надеяться».
- Может ли человек, который не понимает причин зла, почувствовать отчаяние?
- Можно ли назвать отчаянием минуты, когда человек думает, что рушится весь мир?
- Как побороть отчаяние?
- Ваше отношение к высказыванию Иммануила Канта: «Человек сохнет от пустых надежд».
- Тот, кто потерял любимого человека, не должен поддаваться отчаянию.
- Если бы вы знали, что надежда и отчаяние ведут к одной и той же цели, что бы вы выбрали?
- Прав ли был философ Древней Греции Платон, когда сказал: «Надежды — сны бодрствующих»?
- Ваше отношение к высказыванию Бернарда Шоу: «Тот, кто никогда не надеялся, не может почувствовать отчаяния».
- Ваше отношение к высказыванию Альберта Камю: «Подлинное отчаяние всегда ведет либо к тяжелым переживаниям, либо к бездеятельности».
- Ваше понимание слов И. Канта: «От пустых надежд человек сохнет».
- Ваше понимание высказывания Бернарда Шоу: «Тот, кто никогда не надеялся, не может отчаяться».
- Ваше понимание слов В. Гюго: «Надежда была бы величайшей из сил человеческой души, если бы не существовало отчаяние».
- Правда ли, что надеяться можно только на себя?
- Поддерживаете ли вы И. Гетте в том, что надеяться всегда лучше, чем отчаиваться?
В процессе подготовки по данному направлению можно основываться на следующие произведения:
Номер | Произведение | Автор |
1 | Война и мир | Л. Н. толстой |
2 | Тихий Дон | М. А. Шолохов |
3 | Телеграмма | К. Г. Паустовский |
4 | Преступление и наказание | Ф. М. Достоевский |
5 | Гроза | А. Н. Островский |
6 | Белая гвардия | М. А. Булгаков |
7 | Судьба человека | М. А. Шолохов |
8 | Капитанская дочка | А. С. Пушкин |
9 | Надежда | Ф. А. Абрамов |
10 | Надежда | И. А. Бунин |
Гордость и смирение
Еще одно направление, которое может быть выражено множеством интересных тем, представленных экспертами ФИПИ. Среди них есть как понятные темы, так и сложные, в которых без должной подготовки можно допустить ошибки.
Для тех, кто решит остановиться на данном направлении, предлагаем детально разобрать следующие темы:
- Гордость и гордыня: отличия.
- Что значит возгордиться?
- Гордость можно отнести к положительному или отрицательному качеству?
- Как проявляется гордость за Родину?
- Какого человека можно назвать гордым?
- Согласны ли вы с суждением, что гордость обеспечивает способность идти вперед, невзирая ни на что?
- Помогает ли смирение лучше понять себя?
- Кода смирение можно считать неоправданным?
- Что обогащает личность: гордость или смирение?
- Разница между гордостью и смирением: в чем заключается?
- Может ли цитата героя романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Григория Печерина охарактеризовать его как гордого человека: » Удовольствия мне опротивели, общество мне также надоело…любовь только раздражала мое самолюбие, а сердце осталось пусто»?
- Ваше отношение к высказыванию: «Гордость как проявление эгоизма, самовлюблённости, мешает человеку быть счастливым».
- Как был наказан герой рассказа М. Горького — Ларра?
- Стоит ли человеку смиряться с судьбой?
- Что такое смирение?
- Может ли гордость навредить человеку?
- Прокомментируйте суждение Л. Вовенарга: «Гордость — утешительница слабых».
- Ваше понимание слов Ф. Бэкона: «Гордость лишена лучшего качества пороков — она неспособна скрываться».
- Можно ли утверждать, что нет смысла превозносить смиренных и кротких, потому что, когда их превозносят, они перестают быть смиренными и кроткими?
- В чем связь гордости и эгоизма?
Многие из перечисленных тем могут быть достаточно сложными для школьника. Но понимание понятий «гордость» и «смирение» может стать опорой для поиска хороших аргументов в текстах следующих произведений:
Номер | Произведение | Автор |
1 | Тарас Бульба | Н. В. Гоголь |
2 | Шинель | Н. В. Гоголь |
3 | Старуха Изергиль | М. Горький |
4 | На дне | М. Горький |
5 | Гроза | А. Н. Островский |
6 | Евгений Онегин | А. С. Пушкин |
7 | Отцы и дети | И. С. Тургенев |
8 | Герои нашего времени | М. Ю. Лермонтов |
9 | Отверженные | В. Гюго |
10 | Большие надежды | Ч. Диккенс |
11 | Преступление и наказание | Ф. М. Достоевский |
12 | Три мушкетера | А. Дюма |
Он и она
В рамках данного направления будут вынесены отношения социального и личного характера между мужчиной и женщиной: любовь, дружба, духовная взаимосвязь, предательство, измена, конфликты и др. В примечаниях к направлению указано, что тема может касаться не только отношений между представителями разных полов, но и взаимоотношения разных поколений, в том числе родственные связи.
Для тех, кто решит готовиться по данному направлению, можно опираться на темы 2015-2016 года, которые были вынесены в направлении любви. Так же следует уделить внимание темам, которые затрагивают отношения между мужчиной и женщиной, которые максимально подходят для тем, вынесенных на итоговое сочинение в 2020 году.
Стоит заблаговременно обдумать аргументы по следующим темам:
- Почему важно уметь держать эмоции под контролем в отношениях с противоположным полом?
- Может ли быть дружба между мужчиной и женщиной?
- Важен ли поиск компромиссов в отношениях с противоположным полом?
- Чем можно пожертвовать ради любимого человека?
- От каких ошибок нас может предостеречь любимый человек?
- Когда любовь не является источником радости и удовлетворения?
- Можно ли и при каких обстоятельствах простить измену?
- Легко ли быть любимым?
- Что лучше: быть одному или в отношениях?
- Правда ли, что от любви до ненависти один шаг?
- Что играет ключевую роль в отношениях: любовь, дружба или взаимопонимание?
- Какие нравственные каноны определяют отношения между противоположными полами?
- что важно побороть в самом себе для построения идеальных отношений?
- Ваше отношение к высказыванию Льва Толстого: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему».
- Легко ли быть любимым?
- Почему рушатся отношения между мужчиной и женщиной?
- Могут ли быть вместе мужчина и женщина, не любя друг друга?
- Что самое важное в отношениях с противоположным полом?
- Должны ли существовать правила в отношениях?
Примеры для аргументов можно найти в следующих литературных произведениях:
Номер | Произведение | Автор |
1 | Война и мир | Л. Н. Толстой |
2 | Анна Каренина | Л. Н. Толстой |
3 | Капитанская дочка | А. С. Пушкин |
4 | Евгений Онегин | А. С. Пушкин |
5 | Мастер и Маргарита | М. А. Булгаков |
6 | Солнечный удар | И. А. Бунин |
7 | Митина любовь | И. А. Бунин |
8 | Грамматика любви | И. А. Бунин |
9 | Чистый понедельник | И. А. Бунин |
10 | Гранатовый браслет | А. И. Куприн |
11 | Первая любовь | И. А. Бунин |
12 | Алые паруса | А. Грин |
Война и мир
Выпускники, которые решат остановиться на данном направлении, следует детально разобрать произведение л. Н. Толстого. На официальном сайте ФИПИ опубликованы комментарии, что темы, вынесенные на экзамен, заставят старшеклассников осмыслить множество исторических и философских уроков, которые раскрывает автор. Скорее всего, экзаменуемым придется рассуждать на тему вечного, анализировать сложные взаимоотношения между героями, а так же понять весь спектр значений понятий «война» и «мир».
Представим лишь несколько тем, которые будут вынесены на экзамен:
- «Война и мир» как роман-эпопея.
- какие проблемы в романе наиболее затронули вас?
- Ваше отношение к высказыванию героини княжны Марьи Болконской: «… надо быть снисходительным к маленьким слабостям; у кого их нет».
- Путь нравственных исканий Андрея Болконского Пьера Безухова.
- ЛевТолстой: «Я старался писать историю народа», — согласны ли вы с высказыванием автора романа?
- Чем творчество Л. Н. Толстого может заинтересовать современных читателей? (основываясь на роман «Война и мир»)
- Особенности психологического анализа в романе.
- Москва и Петербург по роману Толстого «Война и мир».
- Реализм Толстого в изображении войны в романе.
- «Война и мир» – величайший бестселлер, регулярно читаемый, переиздаваемый, экранизируемый и вызывающий споры и различные толкования даже спустя полтора столетия после первой публикации» — ваше отношение к мнению.
Итоги
Не стоит испытывать чувство страха перед предстоящим сочинением, так как получить зачет более чем реально. Не забудьте ознакомиться с правилами и требованиями, которые утверждены в методических материалах по написанию творческой работы на 2019-2020 учебный год. Так же прочтите, по возможности, минимальный список литературных произведений в оригинале. Из них можно почерпнуть множество хороших аргументов по всем направлениям.