Европротокол представляет собой процедуру, предназначение которой упростить оформление документов об аварии на дороге без участия полицейских. Заполненный европротокол – это особый бланк извещения о ДТП, который позволяет потерпевшей стороне получить страховые выплаты.
Как изменялись требования к европротоколу в России с 2009 года
Практика применения европротокола при ДТП в России существует с 2009 года.
Первоначально условиями оформления европротокола были:
- ДТП с участием двух машин без пострадавших и без жертв;
- максимальное возмещение было ограничено суммой в 25 тыс. руб.;
- необходимо было взаимное согласие участников ДТП в оценке происшествия;
- оба водителя должны иметь полис ОСАГО.
В 2014 году анализ применения европротокола привел к появлению таких изменений:
- сумма страхового возмещения увеличилась до 50 тыс. руб.;
- оба водителя должны отправить в свои страховые компании бланки протокола;
- потерпевший дополнительно направляет заявление на покрытие ущерба;
- страховые компании получили право на экспертизу машин;
- участникам запрещается ремонтировать или утилизировать машину в течение 15 дней после аварии.
В порядке эксперимента в некоторых регионах России появился безлимитный европротокол, по которому возмещение поднималось до 400 тыс. руб. Главным условием было предоставление страховым компаниям материалов видео- и фотофиксации происшествия. Для этого машины должны были иметь видеорегистраторы, навигаторы с подключением к системе ГЛОНАСС или другим спутниковым базам.
В 2017 году происходят очередные изменения:
- разрешено использовать европротокол даже в случае, когда между участниками аварии нет согласия по оценке ситуации;
- информацию о ДТП разрешили фиксировать с помощью мобильных устройств.
Последние корректировки датируются 2018 годом, по ним страховая компенсация увеличена до 100 тыс. руб.
Как заполняется европротокол
Алгоритм заполнения следующий:
- бланк состоит из 2 частей, которые не нужно разъединять, заполнять может один из водителей;
- указывается место и время ДТП, количество машин, которое по правилам не должно быть более 2;
- если есть свидетели, данные о них вносятся;
- заполняются графы с информацией о машинах и страховых полисах;
- подробно описывают повреждения и обстоятельства аварии;
- составляется схема места происшествия с подробными ориентирами – светофорами, дорогами, домами;
- ставятся подписи водителей;
- бланк разделяется на 2 части;
- в каждой части водитель заполняет ответы на вопросы.
Нарушение установленных правил извещения страховых компаний о ДТП в течение 5 дней и утилизация или ремонт машины в течение 15 дней с момента аварии может привести к тому, что страховая компания потребует с виновника возместить выплаченные потерпевшему средства.