Одной из задач, прописанных в майских указах Президента Российской Федерации, являлось обеспечение достаточной конкурентоспособности в сфере отечественного образования. Такой шаг должен будет закрепить страну на одном из ведущих мест среди мировых лидеров по качеству образования.
В качестве инструмента для реализации поставленной задачи было решено разработать проект новой аттестации для преподавателей. Начало функционирования данного проекта запланировано на 2020 год. Авторы разрабатываемой аттестации утверждают, что новая система сможет не только «наказывать» педагогов, но и поможет закрыть все проблемные зоны в образовательной системе.
Почему нововведения так необходимы
Привычная для отечественной образовательной системы схема аттестации действовала уже продолжительное время. За немалый срок удалось выявить три глобальных недостатка:
- бесконечная бумажная работа, педагогам приходилось постоянно собирать какие-то документы для портфолио (грамоты, дипломы, сертификаты, публикации и т.д.);
- единой схемы проведения аттестации в стране не существовало, в разных регионах процедура проводилась по-разному (для кого-то были важны открытые уроки, для кого-то результаты, которые показывали ученики), так что сравнить результаты по регионам не представлялось возможным;
- реальное влияние на профессионализм педагога не оказывалось, он фактически оставался на той же ступени своей карьерной лестницы.
Новая схема проведения аттестации должна полностью изменить подход к оценке профессионализма у преподавателей. В 2020 году можно будет отказаться от «бумажной волокиты», которая объективно никак не влияет на реальные знания и умения педагога. Теперь в приоритете будут инструменты, позволяющие оценить уровень знаний учителя, а также его способность мотивировать подопечных.
Свод новых правил
Для упрощения оценки педагогов был разработан свод критериев. Ключевая роль в такой оценке теперь будет отводиться ЕФОМ (Единым федеральным оценочным материалам).
Пока все оценочные материалы находятся на стадии усиленной разработки, и не имеют целостности. Разработку и обсуждения планируют продолжать вплоть до 2020 года. При этом после окончательного введения ЕФОМ в систему, какое-то время будут вноситься коррективы и поправки.
Уже сейчас можно сказать, что в ЕФОМ будет включено три блока:
- Письменные работы по профилю. Это необходимо для того, чтобы проверить как предметные знания педагога, так и методические. На работу уйдёт около 120 минут. От учителя потребуется решение чётких заданий по предмету, умение планировать урок так, чтобы максимально раскрыть изучаемую тему для учеников в отведённое время;
- Видеозапись занятия. Такой блок поможет оценить способности преподавателя в коммуникационной сфере, а также его умения как психолога и педагога. На этом этапе нужно будет провести урок по заранее составленному плану, а затем предоставить примеры самостоятельной работы школьников и оценки за них. В качестве важнейших параметров здесь будут рассматриваться: качество учебного и педагогического процесса, опора на особенности каждого отдельного ребёнка, мотивация у учеников и развитие у них нужных умений (например, умение собирать и анализировать информацию);
- Педагогический кейс. Данный блок является дополнением, которое позволит более объективно оценить психологические и коммуникативные способности преподавателя. От последнего здесь потребуется составление плана работы на базе придуманной ситуации, которая должна касаться его профессиональной сферы. Например, как социализировать ребёнка из неблагополучной семьи в классе. Актуальность ситуации здесь наиболее приоритетна.
Помимо ЕФОМов, преподаватель должен дополнить свою аттестационную схему тремя дополнительными элементами:
- справкой от работодателя;
- анализом результатов работы учеников;
- отзывами от выпустившихся учеников.
Максимальным баллом, который можно будет получить в результате аттестации, является отметка в 100 баллов (около 60 баллов занимают задания ЕФОМ).
Схема аттестации
Для окончивших ВУЗ будет проводиться «входной» экзамен. Проходить его нужно перед устройством на работу. Процедура этого экзамена ещё не до конца согласована, однако предполагается, что будущий специалист в образовательной сфере должен будет проявить свои навыки во всех основных направлениях деятельности:
- профильные знания;
- коммуникативные навыки;
- психологические способности;
- методика работы.
Через два года работы специалист уже сможет подтвердить своё звание педагога, пройдя процедуру официальной аттестации, описанную выше.
У них также появится возможность усовершенствовать свою карьеру в двух направлениях:
- по вертикали – получение высшей квалификационной категории;
- по горизонтали – ведение новых должностей, начиная от обычного педагога до старшего преподавателя и ведущего учителя школы.
Новый формат аттестации педагогов должен помочь последним закрыть пробелы в профессиональной деятельности, открыть возможности для карьерного роста. Не прошедшие процедуру в 2020 году будут перенаправлены для освоения нужных знаний и достаточного повышения квалификационного уровня. В дальнейшем у них появится возможность повторной аттестации.