Если ребенок идет в школу только в 2020 году, уже сейчас должна идти активная подготовка к школе.
Почему нужно готовиться к школе так рано
Если начать готовиться к школе безотлагательно, даже сейчас подготовка уже запоздала. Чтобы первый класс не стал для ребенка сильным стрессом, чтобы учеба давалась легко, и ребенок показал все свои способности, тянулся к обучению, с радостью шел в класс, нужно, чтобы малыш был подготовлен в нескольких направлениях:
- Умственное;
- психологическое;
- физическое;
- материальное.
Умственная подготовка
Программа в школе сейчас слишком насыщенная, а разные дети имеют совершено разные способности к учебе. Часто случается так, что одному ребенку нужно что-то втолковывать долгое время, но зато и запоминает он потом это на всю жизнь. Другой же малыш все схватывает на лету, но и задерживаются у него в голове знания совсем недолго. Педагогу же приходится приноравливаться к детям с разными особенностями. Поэтому, чтобы ребенок не чувствовал себя неуспешным, чтобы не растерялся и не думал, что он хуже всех, в школу он должен идти с определенным багажом знаний.
Математика
Конечно, еще до школы малыш должен владеть некоторыми навыками. Если у ребенка пробел, еще есть время подтянуться.
Так, например, будущий ученик должен:
- легко апеллировать понятиями «больше», « меньше», «равно». Это ребенок уже знает в 3-4 года. Если малыша в 4 года можно спросить «У кого больше ног- у курочки или у собачки?», то у ребенка 5-6 лет можно поинтересоваться «у кого больше нога – у тебя или у папы? Но почему у папы, ведь у папы 2 ноги, и у тебя 2. Правильно, у папы больше по размеру»;
- понимать значение слов «прибавить», «отнять»;
- считать до 10 и обратно. Счет должен быть не только устным, важно, чтобы ребенок мог применить счет при отсчитывании предметов (мандарины, пуговицы, стулья). Это важно практиковать в повседневной жизни – « принеси мне , пожалуйста, 2 конфеты», « дай папе три фишки»;
- знать написание этих цифр;
- решение не сложных примеров. Такие примеры могут решаться везде, в форме игры. Например «бабушка принесла 5 пирожков, а 2 мы съели. Сколько осталось пирожков?». Сначала это будет счет на палочках, на пальцах или на пирожках, а потом можно решать примеры в уме;
- важно знакомить ребенка с геометрическими фигурами – круг, квадрат, треугольник. Такие знания легко повторять при рисовании. «Давай нарисуем домик. Рисуем квадрат, теперь крышу- вот такой треугольник…»;
Важно! Все уроки ведутся не более 15-20 минут! Обязательно в игровой форме. Следующие новые темы даются только после того, как прекрасно усвоена предыдущая.
Письмо
Многие учителя против того, чтобы ребенка учили письменности. Считается, что потом в школе приходится ученика переучивать, а это сложный процесс.
Но вот печатать буквы никто и никогда не запрещал. В этом случае ребенок чудесно тренирует пальцы, лучше запоминает буквы, идет хорошая подготовка к чтению.
Чтобы позже, на уроках в школе ребенку легко давались элементы письменных букв, с малышом нужно много рисовать. « нарисуем улитки, много и разных размеров», «а если нарисовать удочку для муравья?» ,«вот эта бабочка учится вязать, давай нарисуем ей много петелек»… Фантазия родителей превращает уроки в настоящие сказки.
Чтение
Конечно, очень важно, чтобы ребенок к школе уже знал все буквы и даже умел читать.
На самом деле, читать можно научить даже трехлетнего ребенка, это совсем не сложно. Нужно только запастись терпением и выдумкой.
Чтобы малыш, как можно раньше постиг науку чтения, ему с раннего детства показывают буквы. Никого не удивляет, что ребенок в три года уже киску, собачку. Машинку и т.д. Потому что ему показывали их и учили, как они называются. Точно так же можно показывать буквы и говорить их название. Ребенок быстро запомнить.
Однако, очень важно называть буквы не «эм», «эль», «эс», а для начала произносить звуки –«М», «Л», «С». Это нужно для того, чтобы ребенок легко составлял из букв слоги и слова. Попробуйте сложить «эль-у-ка», что вы услышите? Вот и ребенку будет сложно что-то разобрать. А протяжное «л-л-у-ук» сразу сложится в знакомое слово.
Чтобы слоги легче слышались, попросите ребенка первую букву тянуть до тех пор, пока он не скажет вторую. Например «м-м-м-м-а-а-а-м-м-м-а-а». Лучше даже пропеть. Тогда и слово будет хорошо слышаться.
И, конечно, такие уроки тоже должны проводиться в форме игры. Игра « Паровозик». « Все буквы собрались ехать отдыхать. Вот прибегает буква и говорит « я буква А , пустите меня!», « Проходите!». « А я буква Ю», « и ты проходи!». А вот бегут подружки, взялись за ручки. « как вас зовут?» « Мы МА», « Проходите».
Вот только небольшой пример, как можно занятия с малышом сделать желанными.
После того, как ребенок научился читать, нужно спрашивать его , о чем он прочитал предложение. Дальше можно тренировать малыша в быстрочтении. Конечно, это не обязательно, но будет большим плюсом для самого же ученика. Ведь от чтения будут зависеть и другие предметы.
Окружающий мир
Помимо знаний, перечисленных выше, малыш должен понимать, что такое неделя, месяц, год. Должен знать название дней недели, разбираться во временах года, понимать, что такое утро, день, вечер, ночь, полдень.
Уже в три года детки хорошо знают цвета. Будущий школьник должен знать не только названия основных цветов (белый, черный, красный, желтый, зеленый, синий), но и другие – розовый, фиолетовый, серый и тд. В этом нет ничего сложного и малыш, который живет в нормальной, здоровой семье, наверняка, это уже знает. Потому что такие знания даются в повседневном общении.
Очень часто бывают такие ситуации, когда приходится чего-то ждать и находиться в бездействии. Например, в длительной дороге, в очереди в поликлинику или в других ситуациях. Такие минуты скрасят словесные игры. Например, «Как можно назвать». Называется слово, например, «дерево», и ребенок поочередно с родителями придумывает прилагательные, к этому слову. « Как можно назвать дерево? Зеленое. А еще?». Такие игры превосходно развивают речь ребенка, обогащают его словарный запас, учит использовать не частые слова в обиходе.
Помимо этого, малыш должен знать предметы мебели, посуды, правильное название предметов одежды.
Название животных – домашних и лесных, птиц- диких и домашних. Уметь характеризовать их.
Иметь связную речь, обладать умением изъясняться, уметь обслуживать себя.
Психологическая готовность
Школьника важно готовить не только умственно, но и психологически.
Очень важно родителям:
- разъяснить, для чего нужно ходить в школу;
- пояснить, что малыш стал уже совсем большой, ведь он идет в первый класс!
- донести, что новый коллектив, это не страшно, и ребенок быстро найдет там новых друзей;
- напомнить правила поведения среди сверстников (быть доброжелательным, не заводить ссоры, не обижать слабых ит.д) ;
- убедить, что у малыша все обязательно получится. Даже, если что-то стало непонятно с первого раза, нет повода огорчаться, дома все обязательно станет понятным;
- для того, чтобы новая обстановка класса, расположение школьных кабинетов, столовой, туалетов – не стали для ребенка стрессовой, лучше сходить в школу заранее, показать, где что находится, познакомить малыша с его школой.
Важно! Все знакомство со школой должно вестись спокойным, доброжелательным тоном.
Физическая подготовка
После детского сада, когда движения ребенка не ограничены, когда в середине дня ему предлагается отдых, когда он имеет возможность выплеснуть всю свою энергию на прогулке, малыш резко меняет весь режим. Ему предстоит сидеть в одном положении 40 минут. Идет большая нагрузка на спину. Теперь он сам начинает носить школьный портфель или рюкзак, а , порой, вес этих портфелей совсем не детский. И снова физическая нагрузка.
Что делать? Готовить к этому ребенка заранее.
Нужно проводить ежедневные упражнения на мышцы спины, ног, на мышцы пресса.
Особенное внимание стоит уделить мелкой моторике рук. Пальцы так много начинают работать, что, если в них недостаточно силы, то у ребенка не получается письмо, поэтому портится настроение, начинаются капризы, это вызывает недовольство учителя и, как следствие, нервный срыв.
Перед школой очень важно с малышом много лепить, вырезать, рисовать. Рисовать можно и карандашами, и красками, и мелками. Причем, дети так любят это делать, что им достаточно только предложить альбом и краски, как они сами усядутся за стол. При лепке и рисовании, например, тренируются не только пальцы, но и спина становится крепче и сильнее.
Важно! Очень важно правильно чередовать физические нагрузки с отдыхом. Отдых- не значит лежать на диване. Достаточно сменить, например, подвижные игры на настольную игру.
Материальная подготовка ребенка к школе
Этот пункт касается не ребенка, а его родителей.
Разумеется, каждый родитель старается одеть и обуть своего первоклассника к 1 сентября. Но не всегда папы и мамы покупают ребенку то, что ему нужно для занятий. Никто не спорит, сейчас, чтобы собрать ученика в школу нужны не маленькие деньги, и все же, пренебрегать тем, что необходимо, нельзя. К тому же, нужно уделять внимание каждой мелочи.
Стирательная резинка (ластик) , взятый по самой дешевой цене, будет грубой, и следы от карандаша будут не стираться, а растягиваться по всему листу. А это неаккуратность в тетради и плохая отметка. И, конечно же, слезы первоклассника.
Ручка с плохим стержнем – тоже сплошная мазня в тетради, а так же, испорченные старания малыша.
Карандаши имеют обыкновение ломаться. Поэтому будет лучше, если в портфеле ученика будет не один отточенный карандаш, а два или больше. Не помешает и запасная ручка.
Для сменной обуви нужно обязательно приобрести специальный мешочек. В противном случае, растерянный малыш может поместить обувь в портфель и, не трудно представить, что станет с тетрадями.
Обложки, учебники, тетради, ручки, альбомы, краски – у ребенка должно быть все необходимое. Только так он сможет чувствовать себя спокойно и уверенно.
Важно! Если у ребенка отсутствует какой-либо предмет, который требует учитель, для малыша наступает паника, он не может найти выход из создавшегося положения.
Оберегайте своего маленького школьника от неприятностей и тогда он будет радовать только выдающимися успехами.