Критик Соседов рассказал о «деградации» музыкальной индустрии

Музыкальной индустрии некуда идти — все лучшие композиции уже написаны, заявил музыкальный критик Сергей Соседов в беседе с корреспондентом iReactor о проблемах современной музыки.

«Раньше было лучше» — один из основных дискуссионных вопросов, который можно услышать и в разговорах о музыкальной индустрии. Год от года исследователи популярной музыки обвиняют музыкантов в ухудшении качества, отсутствии креатива и «музыкальности» и общей примитивизации композиций. Индустрию же обвиняют в попытках свести все к обогащению, уничтожить индивидуальность музыкантов и само искусство в целом.

При всей противоречивости подобных высказываний, некоторые исследования подтверждают эту позицию. Например, «Яндекс» провел анализ русскоязычного репа, самого популярного музыкального жанра как в России, так и в мире. Эксперты пришли к выводу, что самые популярные слова в хип-хопе — мат. Главные темы в лирике исполнителей менялись в разные эпохи. Так, в 90-х и начале 00-х главной темой была уличная жизнь и драки, а лирические герои композиций часто искали справедливости и истины. Со временем основная тема сместилась в сторону хайпа и женщин, чаще всего, легкого поведения. С точки зрения языка реп значительно обеднел: в нем стал превалировать мат, заимствования из других языков и сленг. Так, мат звучит в 10 раз чаще в хип-хоп треках, нежели в композициях других жанров.

Подобные исследования существуют и о других менее популярных музыкальных жанрах. Аналитики изучают главные хиты, отдельные жанры, а также сравнивают динамику, но обычно приходят к одним и тем же выводам: с лингвистической точки зрения музыка деградирует.

Источник: pixabay.com — Pexels

Вину за деградацию популярной музыки возлагают не только на музыкантов и авторов слов. Многие винят сервисы, продающие музыку, и лейблы звукозаписи. Главное недовольство заключается в том, что продюсеры и руководители ставят во главу индустрии деньги, заставляя всех исполнителей идти по проторенному пути, который обязательно принесет доход. Делают они это как напрямую, так и с помощью жестких правил: например, устанавливая рекомендации для композиций на попадание в чарты стриминговых сервисов.

Издание Pitchfork не так давно выпустило материал как раз о влиянии подобных сервисов на музыкальную индустрию. По их словам, для того, чтобы попасть в топ, слушатель должен задержаться на песне более 30 секунд. Если песня прослушивается дольше, музыкант получает отчисления, а автоматическая система начинает продвигать композицию и артиста, поскольку считает их популярными. Отчасти это правда: если просмотреть большинство популярных композиций, гостевые куплеты на них переехали в первую часть песни. Этому правилу поддались даже именитые исполнители, например, Джастин Бибер или обладатель нескольких Грэмми Бруно Марс.

Однако после журналисты Pitchfork отмечают, что подобное влияние было всегда. С появлением радио музыкантам пришлось записывать композиции в моно. Но это не помешало «Битлз», ABBA и, например, Элтону Джону. Начало 00-х ознаменовалось засильем различных чартов, для которых композиторы придумали «рабочую» прогрессию аккордов: фа-диез минор; ми-минор; си-минор; де. Это не помешало Beyonce и Мадонне. Также была проблема mp3 формата, ограничивающего музыкантов, развитие индустрии клипов, которые опять же загоняли треки под особый формат. Каждый раз при этом музыкальные эксперты отмечали, что ситуация критична, а раньше было значительно лучше.

Источник: pixabay.com

Редакция iReactor попросила музыкального критика Сергея Соседова поделиться своим мнением относительно того, как развивается современная музыкальная индустрия. По словам эксперта, развиваться она вовсе перестала.

Писать некому. Нет школы поэтической, как и композиторской. Это же поэты, песенник — это тот же поэт. Только писать стихи для песни — это другая немножко специфика, потому что нужно учитывать мелодию. Он не просто стих самоцельный, он пишет его под мелодию. И нужно всегда работать в тандеме с композитором. Здесь нужен талант, а талант шлифуется школой, а школы нет, как я уже сказал. Поэтому есть какие-то рифмоплеты, которые что-то на коленке пишут, — считает критик.

Однако лэйблы и сервисы не являются виновниками происходящего. По словам собеседника iReactor, причина кроется совершенно в другом.

Много людей, которые хотят себя выразить по средством слова и музыки. Но где новый Свиридов или Шнитке? Хотя консерватории выпускают музыкантов. Есть музыканты самодеятельные, они в интернете что-то выпускают. Но будет их 100 000 или 2 миллиона, какая разница? Они пишут все одно и то же, это ремесленные вещи. В этом нет даровитости. Потому что нет школы. А раньше была школа, преемственность поколений, — уверен Соседов.

Но может ли что-то измениться? По словам Соседова, все композиции уже давно написаны, а песни спеты, и музыкантам уже не о чем писать.

Я считаю, тут некуда уже идти, некуда двигаться. Вся лучшая музыка уже написана. Невозможно приблизиться к уровню Шостаковича и Бетховена, например. Поэтому будут что-то сочинять, но это не будет иметь никакого значения. Также и в песне все уже давно рассказано и спето, — рассуждает эксперт. 

Спасти индустрию, как считает эксперт, может только возобновление старой школы авторов слов и композиторов. Соседов уверен, без нее не было бы величайших певцов своей эпохи, а сейчас это наследие потеряно.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here