День защитника отечества, который ежегодно отмечается 23 февраля со времен существования Советского Союза, в 2020 году приходится на воскресение. В Калмыкии есть еще один национальный праздник, который называется «Цаган Сар», его дата попадает на 24 февраля, понедельник, как раз на время переноса выходного дня. Посему, правительство установило для всех граждан еще один выходной, 25 февраля 2020 года.
Содержание
Какой праздник в Калмыкии отмечают 24 февраля
Праздник «Цаган Сар» относится к национальным монгольским праздникам, который символизирует окончание зимы и начало нового весеннего сезона. По лунному и солнечному календарях, у монгольских и некоторых тюркских народностей начинается Новый год.
Происхождение праздника носит религиозный характер и символизирует обновления человека и его единство с природой. В это время открываются чистые помыслы и появляется новая надежда на светлое будущее. В переводе с монгольского, слово «сар» означает месяц, а «цаган» имеет значение белый. Так и повелось с давних времен, «Белый месяц» или «Цаган Сар».
Традиции праздника «Цаган Сар»
Традиционно, после 24 февраля заканчивается период заготовки молочных продуктов впрок. Сам праздник имеет буддийско-шаманские корни и повелось проводить ритуалы, тайны которых переходили из поколения в поколение.
Ритуал избавления от грехов
Считался самым основным ритуалом, который должен пройти каждый монгол, он связан со встречей нового периода. Жители избавлялись от всех накопленных грехов, чтобы вступить в новый год первозданно чистыми и безгрешными.
Ритуал покаяния однодневным постом
На тибетском однодневный пост называется «соджонг». С этим ритуалом связана целая церемония очищения и сожжения «сора», так называемой чёрной пирамидки, которая символизирует зло и негодование.
Все ритуалы связывают с Великим Буддой и его победами над иноверцами. Новолетие отмечают в Монголии согласно древней традиции тибетского народа.
Современное значение праздника Цаган Сар для монголов
На протяжении нескольких столетий, в Калмыкии обряд Цаган Сар перестали проводить в том значении, как он пришел с древности. С XIX века волжские калмыки, которые осели на территории Российской империи, традиционно отмечали этот день, как Новый год. По китайскому календарю, Новый год наступает приблизительно в это же время.
В СССР Цаган Сари вовсе был запрещен, правительство отвергало всю связь с буддистскими традициями и этнические ценности народов.
Местный народ стал возрождать древние традиции только после окончания второй мировой войны, и в 90-х годах праздник приобрел статус народного.
В современное время праздник проходит весело, с пышными застольями и народными гуляниями. В качестве подарка принято готовить национальное мучное блюдо «борцок» из пресного теста и обжаренное в жире. Много сувениров в виде Борцоки можно найти в лавках и на выносных столиках.
Ранним утром принято в этот день совершать обряд кропления. Для этого следовало пройти через порог, чтобы хозяин дома окропил все вокруг чашкой свежесваренного чая, таким образом считалось, что хозяин преподнес Белому старцу и умершим предкам дань. Борцоки в виде солнца и лотоса использовались для символического подношения бурханам.